|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: ЧТО ТАКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла? ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ
|
Что такое Евангелие? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла?
Приветствую! На Ваш вопрос не ответить кратко. Давайте сначала вспомним, кем был автор послания Иаков? Иаков, который написал это послание, вероятнее всего был не кто иной, как брат Иисуса Христа. Ведь, из 2-х апостолов с именем Иаков, которые были поставлены на служение Иисусом, наиболее активный погиб в первые годы после смерти и воскрешения Христа, что описано в начале книги Деяний. Значит, это должен быть или второй апостол Иаков или одноименный брат Иисуса, неоднократно упоминаемый в Новом Завете. Анализируя Библию, мы видим, что брат Иисуса Иаков присутствовал при Его явлении ученикам после воскрешения. Кроме того, Иисус отдельно являлся Иакову после воскрешения (см. 1 Кор. 15:7, Деян. 1:14). И самое главное, по восточным традициям, высоко чтущим родство, только БРАТ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЕМЬИ Иисуса мог обладать столь весомым авторитетом, даже превышающим авторитет Петра, чтобы председательствовать на 1-м соборе, который описан в 15 главе книги Деяний. Поэтому для значительной части богословов нет сомнения, что это послание написал Иаков — брат Христа. Давайте коротко вспомним, о чем послание Иакова? Во-первых, к кому обращено это послание? Ответ однозначен: к Церкви, то есть к христианам: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы …» (Иакова 2.1) Мог ли Иаков такое написать иудеям, отвергающим Христа? Конечно нет. Значит это обращение исключительно к христианской Церкви. А отделял ли Иаков христиан из язычников от христиан из евреев? Нет, об этом ни сказано ни слова в его послании. Хотя есть сегодня некоторые христиане, которые считают, что для христиан из язычников и евреев был разный Новый завет. Посмотрите внимательно: христиан Иаков называет Израилем, то есть он прямо указывает на то, что христиане из язычников вошли в народ Божий – стали потомками Авраама по духу согласно обетования, то есть обещания Божьего (см. Ис. 42:6, 49:6). «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться» (Иакова 1.1). Двенадцати колен в то время уже не было. Это было богословское понятие, обозначающее полноту народа Божьего. Ведь 10 колен из 12 Израиля в то время уже давно были рассеяны, смешавшись с другими народами после Ассирийского плена. А Иаков обращается к 12 коленам, то есть как бы ко всем верующим — представителям народа Божьего – христианам из иудеев и язычников. Мы вспомнили кем был Иаков – брат Самого Иисуса, т.е. человек с детства общавшийся лично с Самим Господом Неба и Земли. Мы поняли к кому обращался Иаков – КО ВСЕМ христианам… Тогда почему послания Иакова далеко не все христиане признают полноценной книгой Нового завета? Марин Лютер – один из основателей реформаторского — протестантского движения в христианстве называл послание Иакова «Соломенным посланием». И сегодня многие христиане перелистывают Библию через это послание, чтобы не видеть текстов, которые им не нравятся и кажутся не правильными. А почему такое происходит? Потому что не все христиане одинаково понимают, что такое Евангелие! Давайте вспомним некоторые тексты из послания Иакова, из-за которых это послание не любят многие христиане. Иак. 2.1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. (что такое “не взирая на лица”? Это значит, не учитывая социальное положение и материальный достаток человека, то есть относится ко всем одинаково. Читаем дальше) 2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем …(дальше описано, что такого человека в христианском собрании обычно садят на лучшее место. А затем Иаков говорит:). 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете (О чем тут сказал Иаков? Он вспоминает заповедь Божьего закона из книги Левит 19:18. Т.е. Иаков хвалит христиан, если они исполняют эту заповедь о любви: “хорошо делаете”. А дальше Иаков говорит): 9 Но если поступаете с лицеприятием (это то, о чем Иаков сказал с самого начала, то есть «взирая на лицa»), то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. (О чем здесь речь? Иаков говорит о другой заповеди, приведенной там же в книге Левит 19:15 не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого). То есть Иаков говорит, что если ты — христианин говоришь, что любишь людей и делаешь им добро, ты хорошо делаешь, но если делишь людей по их социальному статусу и достатку, то ты грех делаешь, так как нарушаешь ДРУГУЮ заповедь закона Божьего о нелицеприятии, ведь поступаешь как неправедный судья, и далее он это прямо поясняет: 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Затем Иаков приводит примеры, говоря, что если ты одну заповедь соблюдаешь, а другую нарушаешь, то все равно ты грешишь. Надо соблюдать заповеди не выборочно, а стараться исполнять все актуальные заповеди Божьего закона. А далее Иаков пишет: Иак. 2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Так может или нет? Далее Иаков приводит в пример очень нуждающихся братьев и сестер, которых другой христиан игнорирует. Так может такая вера его спасти? Это вопрос риторический. Согласно Иакову – такая вера не спасет человека! Иаков заявляет, что такая вера мертвая: Иак. 2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 20 вера без дел мертва Итак, мы сейчас вспомнили, о чем писал Иаков. Так все же, почему его послание называют «соломенным» многие христиане? Неужели Иаков нес Евангелие отличное от Евангелия других апостолов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала определим на основании истории и Библии: что такое Евангелие? Сейчас не сложно найти перевод слова Евангелие. Это благая, радостная весть. А как Вы думаете, это слово исключительно религиозное? Конечно, нет. Это слово употреблялось в миру, как и слово «церковь», обозначающее собрание. Слово Евангелие в частности употреблялось, когда приходил новый император, царь – тогда об этом народу возвещалась благая весть — Евангелие. А о чем было Евангелие – благая, радостная весть Нового завета?Сегодня многие христиане считают, что Евангелие заключалось в том, что Иисус умер на Голгофе и через Его заместительную жертву простились грехи людей. Это так? Конечно так! Но разве в Ветхозаветное время не прощались грехи людей? Разве в Ветхозаветное время Бог меньше любил людей и их реже прощал? Давайте посмотрим всего несколько тестов Ветхого завета на эту тему, хотя их много: Мих. 7:18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Пс. 129:3,4 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Пс. 31.1-5 Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. Итак, если и ветхозаветное время было прощение Божье, то разве только в вести прощения заключалось Евангелие? Видимо, нет. Давайте вспомним фразы, где употреблялось слово Евангелие в Новом завете. Матф.4:17,23 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия. Внимание! Мы видим, что Иисус проповедовал Евангелие. Но разве Он постоянно рассказывал народу, что пришел умереть за грехи людей на кресте? Из текста Нового завета четко видно, что даже ученики не до конца понимали сути — цели миссии Христа. Например, вспомните, как Петр не давал Ему умереть. А когда Иисус воскрес, ученики надеялись, что Он пришел восстановить Царство Израилю. И это понятно, ведь Иисус не благовествовал в каждой проповеди о том, что Он пришел умереть за их грехи. Но, тем не менее, проповеди Христа называются в Новом завете Евангелием. Либо мы должны принять, что Иисус постоянно говорил в проповедях о своей смерти за грехи людей, что противоречит тексту Нового завета. Либо мы должны понять, что Евангелие обозначает что-то еще, а не просто прощение и искупление. Тогда в чем еще заключается Евангелие, если не только в прощении грехов через смерть Христа? Какое Евангелие проповедовал Иисус? Давайте посмотрим, какие слова стоят рядом со словом Евангелие? «Евангелие Царства»! То есть Иисус нес Евангелие — радостную весть о Небесном Царствии! И еще рядом со словом Евангелие, как мы увидели, идет призыв к покаянию. Давайте посмотрим, как описывал проповеди Христа Марк. Мар.1:14,15 Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что ИСПОЛНИЛОСЬ ВРЕМЯ и ПРИБЛИЗИЛОСЬ Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Здесь мы видим то же самое: Иисус нес благую, радостную весть – т.е. Евангелие — о том, что наступило время и приблизилось Царствие Господа и нужно покаяться, то есть поменять свою жизнь. Вспомним, что в миру в то время весть Евангелия возвещала о новом Царе и обещала людям радостные события и счастливую жизнь в новом царстве. И в связи с Иисусом слово Евангелие стоит рядом с вестью о том, что приблизилось Царство Небесное. И Иисус тоже обещал счастье в Божьем Царстве, и призывал к покаянию для того, чтобы войти в это Царствие и счастливо жить в нем. Кстати, Вам ничего не напоминают последние слова Христа, которые мы прочитали? Практически тоже самое говорил и Иоанн Креститель, предвозвещая служение Христа: Матф. 3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Так в чем же заключалось Евангелие – благая весть — Царствия Божьего? Ответ прост: в том, что Иоанн Креститель и Иисус несли людям в своих проповедях правильное учение Божье, исполнение которого делало людей ближе к Царствию Небесному. Иисус и Иоанн призывали людей покаяться и изменить свою жизнь, чтобы наследовать Небесное Царство. А тех, кто неверно понимал Божье учение, Иисус предупреждал, что они не войдут в Царствие Небесное. Вспомните, как предупреждал Иисус в Нагорной проповеди фарисеев и книжников: Матф.5:20,22 говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (И далее он приводит примеры) … кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной. Давайте еще посмотрим слова Нового завета о проповеди Христа и о Евангелии: Посмотрим на одну из последних проповедей Христа о конце времени: Матф.24:14 И проповедано будет СИЕ Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. О чем здесь говорит Христос? Разумеется, о конце времени. Конец придет, когда Евангелие Царствия, то есть в переводе — радостная весть Царствия Господа, будет проповедана всему миру. А будет ли это Евангелие в конце времени существенно отличаться от Евангелия, которое нес Христос? Нет! Посмотрите, как именно сказал Иисус: проповедано будет СИЕ Евангелие, то есть это же самое Евангелие. И вспомните, какое наставление дал Иисус, расставаясь с учениками: Матф. 28:19,20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать ВСЕ, ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ. То есть, христиане должны учить не чему-то другому, а нести то же самое Евангелие, что нес Христос! Отличалось ли Евангелие – благая весть, которую несли апостолы после воскрешения Иисуса от Евангелия, которое нес Сам Иисус?И да, и нет. Точнее, по сути оно не отличалось. Апостолы после воскрешения Христа четко поняли, что рядом с людьми был Бог. То есть, фраза “приблизилось Царство Божие”, которую повторяли Иоанн Креститель и Иисус, приобрела для них еще более глубокое значение. Не только учение Божье, но Сам Бог стал ближе к людям — люди стали ближе к Богу! И Евангелие – добрая весть апостолов - дополнилась этой радостной вестью. И конечно верующие поняли, что в Иисусе исполнились все прообразы обрядов жертвоприношений по очищению людей от греха, которые совершались, начиная с Авеля, и были систематизированы в законе Моисея. При этом, Апостолы также же, как и Иисус, и Иоанн Креститель, призывали людей к покаянию и изменению жизни. Вспомним апостола Иакова. Иаков 2:5,6 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Мы видим здесь Евангелие Иисуса – обещание Царства Господа и призыв к покаянию, то есть к исправлению, изменению жизни. Иаков, как и Иисус, и Иоанн Креститель дает наставления верующим, помогая им правильно понять Божие учение – Его закон. Апостол Павел писал о том же. В 1 Коринфянам 6 главе, Ефесянам 5 главе, Галатам 5 главе. Павел четко говорил, что воры, пьяницы, злоречивые, блудники, завистливые… и еще Павел перечислил много пригрешений, описанных в законе Божьем…, что такие люди Царствия Божьего не наследуют. Давайте подведем промежуточный итог. Как мы увидели, Евангелие – благая весть обозначает не только спасение через смерть Христа, но включает в себя призыв к покаянию, последующее прощение Богом грехов и обещание человеку Царствия Божьего. В этом смысле Евангелие не новозаветное изобретение – оно было изначально. Поэтому в книге Откровения в Трехангелькой вести Евангелие названо ВЕЧНЫМ: «вечное Евангелие» (Откр. 14:6), и тут же идет призыв покаяться и изменить свою жизнь, а чуть ранее в Откр. 13:8 уточняется, почему Евангелие ВЕЧНОЕ – потому что, Агнец Христос был заклан за грехи людей от создания мира! Так, если Евангелие одно, и оно является ВЕЧНЫМ, неужели Иаков и другие апостолы несли разное Евангелие? Конечно, нет! Ведь Иаков не отрицал спасение по вере. Вспомним: Иаков 2:5,6 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия Иаков лишь указывал, что НЕ всякая вера может спасти, например бесы тоже веруют, но не спасутся (см. Иак. 2:19). Также и апостол Павел не утверждал, что дела совсем не влияют на спасение. Павел говорил: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но ЗАКОН УТВЕРЖДАЕМ» (Рим. 3:31) «ЗАКОН СВЯТ, И ЗАПОВЕДЬ СВЯТА и праведна и добра» (Рим.7:12). «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в СОБЛЮДЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ Божиих» (1 Кор. 7:19). «В Моисеевом ЗАКОНЕ НАПИСАНО … ДЛЯ НАС это написано» (1 Кор. 9:9,10). «Я … НЕ … ЧУЖД ЗАКОНА пред Богом» (1 Кор. 9:20,21). «Закон духовен,… добр,… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:14,16,22). «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются» (Рим. 8:7). Как мы рассмотрели выше, Павел множество раз указывал на дела (нарушение заповедей Божьего закона), которые закроют верующим вход в Царствие Небесное. Например, Коринфянам он писал: «Неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники (см. Лев. 20:21), ни идолослужители (см. Втор. 17:2-5), ни прелюбодеи (см. Лев.20:10), ни малакии (пассивные гомосексуалисты), ни мужеложники (активные гомосексуалисты, см. Лев. 18:22), ни воры (см. Исх. 22:1,2), ни лихоимцы (корыстолюбивые, пользующиеся своим положением, см. Исх. 22:22), ни пьяницы (см. Втор. 21:20,21), ни злоречивые (см. Лев. 20:9), ни хищники (грабители – см. Лев. 19:13) — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10). Павел во всех посланиях помогал верующим правильно расставить приоритеты. Он пояснял, что мы спасаемся не исполнением закона, а только благодаря смерти за нас Христа. То есть, если бы Христос не умер, исполнение или не исполнение закона не имело бы значения. Ведь мы спасены заместительной жертвой Христа, данной нам бесплатно – по благодати Божьей. Павел также пояснял, что раньше в жизни верующего Израильтянина первое место занимал закон Божий. Теперь же, когда явился Сам Сын Божий на землю, первичен стал Он – живой Бог, а не “мертвые” буквы закона! Но это не значит, что закон не нужен, просто он теперь не первичен, на первом месте должен быть Христос. Мы должны взирать на Христа, учиться у Него. А закон нам лишь помогает увидеть в себе грехи, которые мы по своей слабой духовности еще не можем в себе заметить: «Законом познается грех» (Рим. 3:20), ведь «грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3:4). Именно этому и посвящено послание Иакова. Все послание Иакова – это наставления христианам в практическом благочестии и оно естественно не расходится с посланиями других апостолов. И конечно Евангелие Иакова не отличается от Евангелий Иисуса и других апостолов. Все наставления Божьи, данные Им через Своих вестников, с разных сторон описывают единое многогранное мудрое учение Божье – Его Вечное Евангелие Царствия Божьего! Валерий Татаркин
|