Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: Почему Бог принял не дар (жертву) Каина, но Авеля





     

Каин и Авель. Почему Бог принял дар Авеля, а не Каина?

  • ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
          Почему Бог на дар Каина не призрел? Что он сделал не так? Быт. 4 глава

В книге Бытие, 4-ой главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу дары.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел (не посмотрел, не принял)» (Быт. 4:3-5)

Чтобы лучше разобраться, почему Бог призрел, то есть принял жертву Авеля, но не оценил дар Каина, давайте посмотрим другие тексты Библии, где говорится о Каине, Авеле и их дарах.

«Верою Авель принес Богу ЖЕРТВУ ЛУЧШУЮ, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр. 11:4).

Здесь мы видим, что Авель верою принес ЖЕРТВУ ЛУЧШЕ, чем его брат Каин. Посмотрим теперь другой текст

«Но вы (христиане) приступили … к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови КРОПЛЕНИЯ, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24)

В данном тексте сравнивается кровь КРОПЛЕНИЯ Иисуса и Авеля.

Что такое кровь кропления? Некоторые христиане считают, что здесь сравнивается насильственная смерть Авеля с убийством Иисуса. Однако, в Библии нигде кровь убитых и пострадавших за правду людей не называется кровью КРОПЛЕНИЯ. Но в книге Левит 1 главе мы можем прочитать:

«Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, ... и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения - и приобретет он благоволение, ВО ОЧИЩЕНИЕ ГРЕХОВ ЕГО; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и ПОКРОПЯТ КРОВЬЮ со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания» (Лев. 1:3-5)

Термин КРОВЬ КРОПЛЕНИЯ очень часто употребляется в Библии, когда Бог дает инструкции по принесению жертв в святилище. То есть в прочитанном нами тексте Библии из послания Евреям 12 главы, где упомянута кровь кропления Авеля, мы можем увидеть МОТИВ СВЯТИЛИЩА, потому что служение в святилище базировалось на принесении жертвенных животных С КРОПЛЕНИЕМ их кровью.

Чтобы в этом убедиться, давайте еще раз взглянем на текст книги Быте о Авеле и Каине и сравним его с законом Божьим о принесении жертв в святилище.

«Каин принес ОТ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ дар Господу, и Авель также принес ОТ ПЕРВОРОДНЫХ СТАДА своего и от ТУКА их» (Быт. 4:3,4)

Мы видим, что Авель принес в жертву животное, как в святилище, а дар Каина был бескровным. Вспомните, приносились ли бескровные жертвы в святилище согласно закону Божьему? В Книге Левит 2.1 мы читаем:

«Если какая душа хочет принести Господу жертву ПРИНОШЕНИЯ ХЛЕБНОГО, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана (фимиама)» (Лев. 2:1)

То есть мы видим, что на жертвенник в дар Господу могла приноситься и бескровная жертва – от плодов земли, называлась она минха. Кажется именно такую жертву — "минха" — и принес Каин… В чем же его вина? Почему тогда Бог не принял жертву Каина? Давайте сравним его жертву с жертвой Авеля.

Авель принес дар вспомним - «от первородных, от тука их» Теперь сравним описание этой жертвы с другими текстами Библии о жертвоприношениях.

Вспомним наказ Бога из Исх. 13 главы:

«Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, - Господу» (Исх. 13:12)

А в книге Левит мы читаем, что при жертвоприношениях Бог предписывает приносить в жертву ТУК (то есть внутренний жир) животных. Например, прочтем:

«И весь ТУК его вынет из него, и сожжет на жертвеннике» (Лев. 4:19)

Итак, с первого взгляда, кажется, что дары обоих братьев Каина и Авеля СОВПАДАЮТ С ДАРАМИ, ПРИНОСИМЫМИ В ХРАМЕ на жертвеннике по закону Божьему, который он дал Моисею. Мы с вами увидели на жертвеннике и в Эдеме и в святилище - БЕСКРОВНУЮ жертву и ПЕРВОРОДНЫХ ЖИВОТНЫХ и ТУК.

Причем не только жертвы Каина и Авеля из первых героев Библии похожи на жертвы во святилище. Откроем отрывок о жертве Ноя.

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во ВСЕСОЖЖЕНИЕ на жертвеннике» (Быт. 8:20)

В этом тексте в оригинале нет слов “всякого”, добавленного переводчиками, но там есть конкретный термин святилища – жертва всесожжения - ола.

Вспомним теперь об Аврааме.

«[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).

Как мы помним, когда Авраам сделал свой выбор и решился доверится Богу, то ему тут же был дан вместо Исаака Агнец, которого он принес во всесожжение (ола). Здесь мы опять видим жертву и термин святилища – ола. Необходимо вспомнить еще об одной истории из жизни Авраама, где Авраам по указанию Бога приносит в жертву животных.

«[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам» (Быт. 15:9,10)

Тут перечислены 5 видов животных. Тельцы, козлы, овны, горлицы, голуби… Где мы еще встречаем эти 5 видов животных? Снова откроем книгу Левит и прочитаем предписание Бога о жертвоприношениях:

«Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого … и заколет тельца пред Господом … Если жертва всесожжения его из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее … и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; и РАССЕКУТ ее на части … Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» (Лев. 1:2-14)

Вы заметили перечисление тех же самых 5 видов животных? Тельцы, овны, козлы, горлицы, голуби… Это случайное совпадение - не больше и не меньше, а именно 5 определенных животных из сотен разных видов?! Разумеется, такой случайности быть не может! Просто мы видим, что Авраам приносил в жертву тех же животных, что и затем приносились в святилище. И как мы видим названия жертвоприношений были одинаковыми – ола, минха. Совпадает, напомню, и первородство и тук.

Какой можно из этого сделать вывод? Только один. Начиная с Эдемского сада – Авель, Ной, Авраам, Иаков, Исаак и затем на Синае – евреи - все они имели одинаковые указания от Бога о необходимости принесения Ему даров на жертвеннике. То есть закон Божий о жертвоприношениях был известен до того момента, как Бог дал закон Моисею на горе Синай. И как мы видим, закон был довольно таки детальный, раз И до Синая И в законе Моисея упоминаются одинаковые названия жертв и жертвенные животные.

Теперь давайте вновь вернемся к жертвам Авеля и Каина. Почему же Бог не презрел на жертву Каина, ведь, как мы увидели, бескровные жертвы – минха - описаны в законе Божьем?!

Если внимательно читать закон Божий в Библии, становится понятным, что бескровная жертва представляла из себя не яблоки и груши, ни инжир и картофель…, а ТОЛЬКО хлебное приношение - мука, пшеница, хлеб, принесенные с елеем, ладаном и виноградным соком - вином. Например, посмотрим на текст из 23 главы книги Левит.

«Принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним ХЛЕБНОГО приношения две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина» (Лев. 23:12,13).

Вам ничего не напоминает агнец, хлеб и вино в связи с Новым Заветом? Иисус говорил:

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51)

Именно хлеб – как символ своего принесенного в жертву тела Иисус дал наказ принимать на Вечери и вино – как символ Его крови.

«И когда они ели, Иисус взял ХЛЕБ и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв ЧАШУ и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26.26-28)

Мы подошли к важному моменту, очевидному для многих христиан, хорошо знающих Библию – все дары, приносимые на жертвеннике – будь то, жертвенные животные или хлебный дар с вином – ВСЕ они символизировали заместительную жертву Иисуса Христа!

Но почему таки Бог не презрел на дар - жертву Каина?

Мы уже поняли, что бескровный дар мог быть только хлебным даром. Теперь давайте прочитаем о том, в каких случаях приносилась бескровная жертва:

«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую [часть ефы] ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с МУЧНЫМ даром, подобным утреннему» (Исх. 29:38-41)

Итак, что мы здесь и выше прочли? Хлебный – бескровный дар приносится совместно с кровной жертвой – агнцами. Теперь прочтем другой текст:

«Если же он НЕ В СОСТОЯНИИ принести двух горлиц или двух молодых голубей, пусть принесет за то, что согрешил, десятую часть ЕФЫ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ в жертву за грех» (Лев. 5:11)

Из прочитанных текстов отчетливо видно, что бескровная хлебная жертва приносилась постоянно совместно с жертвенными животными, а отдельно – лишь в исключительных случаях, когда человек был настолько беден, что не имел денег даже на голубку или горлицу, и настолько болен, что не мог сам их поймать. ТОЛЬКО тогда человек мог принести хлебный дар – бескровную жертву ВМЕСТО животного. Как видите, Бог позаботился, чтобы любой человек мог символически апеллировать к жертве Иисуса. Я думаю Вам понятно, что для ветхозаветного человека символ агнца как заместительной жертвы за его грех, был более понятен, чем бескровная жертва. Поэтому хлебная жертва отдельно без пролития крови животного была редкостью. Но даже тогда на жертвеннике все равно тлели угли от принесенного утром или вечером жертвенного агнца. Это нам – христианам сегодня хорошо понятны образы вина и хлеба, так как мы имеем пояснение Иисуса об этих символах и Его указание о Вечери.

Итак, смотря на то как описан дар Каина, мы понимаем, что принесенный им дар "от плодов земли" мог быть не хлебным, каким он должен был быть согласно Божьему указанию. А если даже этот дар был из пшеницы, то Каин его все равно не должен приносить отдельно без жертвенного животного. Вспомним, о чем мы читали выше. Отдельно хлебный дар могли приносить только беднейшие и «слабейшие» из народа. Однако Каин явно не являлся больным или нищим человеком, имея почти всю землю в распоряжении… Он мог найти возможность принести и козла и овна и в конце концов поймать голубку или горлицу.

Мы не знаем точно, что произошло, но понятно одно – Каин ослушался Бога и НЕ принес в жертву животное, согласно Божьему повелению – Его закону. Поэтому Господь не принял его дар.

С момента принесения жертв, в Авеле и Каине, мы четко видим две категории людей – одни выбрали жизнь согласно воле Божьей, вторые решили жить так, как им нравится и кажется правильным!

Библия описывает, что после грехопадения, Бог дал Адаму с Евой кожаные одежды:

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21).

Почему Господь дал молодой чете именно такое одеяние? Ведь вполне можно было им сшить качественные накидки из многочисленных растительных материалов, например, льна... Или для тепла, изготовить их из пуха птиц, как сейчас делают пуховики... Или Бог мог остричь агнца, приготовив из его шерсти теплый наряд, не убивая барашка. Но почему-то Господь убил животное и сделал из его кожи одежду первым людям. И произошло это непосредственно сразу после грехопадения. Сопоставив эти два факта, можно сделать только один вывод – Бог показал людям как им придется приносить в жертву животных, то есть, убивать их, за свои грехи. До нас не дошли записанными в книге Бытие нюансы того указания. Но в законе Моисея тщательно прописано, когда и как за свои грехи, люди должны были приносить заместительную жертву. Сегодня любой христианский богослов и многие верующие понимают, что жертвенные животные, которые умирали за грехи людей на жертвеннике символизировали собой истинную заместительную жертву – Иисуса Христа.

Понимая это, жертвы Каина и Авеля приобретают серьезнейшее значение. Авель поступил так, как учил Господь – принес в жертву животное.

Каин же поступил по-своему и принес Господу то, чем он гордился, что он вырастил, но не то, что просил Бог. То есть Каин ослушался Бога. Именно поэтому Господь принял дар от Авеля, но не обратил внимания на приношение Каина, что его и разозлило и настроило против брата. Сегодня в нашей современной жизни часто встречается аналогичная ситуация – верующие устраивают Богу служения, такие, какие им нравятся и какие, как они считают, должны понравиться Господу. Однако, христианские Богослужения, угодные Творцу, хорошо описаны в Новом Завете – это изучение Слова Божьего, хвала уст (песнопения, словословия), проповеди, Вечеря, где принимаются хлеб и вино, как символы заместительной жертвы, принесенной Иисусом Христом на Голгофе. Других блогослужений в Новом Завете вы не найдете.

Итак подведем итог... С самого Эдема(!), люди за свои грехи приносили заместительные жертвы, указывающие на грядущего искупителя, который расплатится сполна за грехи всех людей. Они возлагали руки на голову невинных животных, как бы перенося на них свой грех, затем убивая их. Но все жертвы указывали на Христа. Прочтем Откр. 13.8 - я немного перефразировал, чтоб лучше был виден главный смысл.

«И поклонятся ему все живущие на земле … Агнцу, закланному от создания мира» (Откр. 13:8)

Мы видим, когда был символически заклан Агнец Иисус – вместе с первым жертвенным животным - в самом начале - от создания мира.

Теперь согрешив, мы уже не должны идти в храм и приносить в жертву животное. Поэтому завеса в храме разорвалась, когда умер Иисус. Отныне храм потерял свое функциональное значение. Согрешив, мы должны понимать, что за наш грех страдал и умер истинный агнец Иисус Христос. Именно этим и отличается Новый завет от Ветхого. Изменилась жертва. Вспомним текст из послания к Евреям, который мы читали вначале:

«Но вы (то есть, МЫ - христиане) приступили … к Ходатаю НОВОГО ЗАВЕТА Иисусу, и к Крови КРОПЛЕНИЯ, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24)

То есть Кровь кропления Иисуса – Истинного жертвенного агнца превыше крови жертвенных животных, убиваемых людьми, начиная с Авеля. Поэтому, как мы недавно прочитали (см. выше Матф. 26.26-28) Иисус пояснял Своим ученикам, что Новый завет зиждется на Его крови за нас пролитой и теле за нас ломимом.

Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, почему Бог не презрел (не посмотрел) на дар Каина.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие комментарии к Библии

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Почему БОГ не призрел на ЖЕРТВУ Каина, но Авеля. Комментарий к Библии