|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Какие молитвы нужно знать наизусть? Комментарий, Библия
|
Какие молитвы нужно знать наизусть? Комменатрий к Библии
Мир Вам! На этот вопрос я частнично ответил в своей книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» в главе «Молитвы в храме. Молитвенники. Молитвенный дом. Где и как правильно молиться?» . Сегодня не редко в руках верующих христиан можно увидеть молитвенники – книжки, в которых приведены молитвы на разные случаи жизни. Утром и вечером такие верующие тоже зачастую молятся заученными словами. Многие христиане прямо заявляют, что Богу не молятся, так как не знают молитв. Ряд богословов учит своих прихожан, что молитва «чужими» словами из молитвослова поможет верующему и благоугодна перед Богом. Ведь эти молитвы придумали мудрые духовные люди, а значит они лучше, чем те слова, которые, мы - неопытные верующие произнесем сами. Например, в книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, 2002) описан процесс утренней и вечерней молитвы: «Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе; Царю Небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй - 12 раз; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся - трижды. После этого 20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон» Библия не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Христос ответил: «Когда молитесь, говорите...» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Матф. 6:9-13, Лук. 11:2-4). Это единственная молитва, которую верующему желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: раскрывает суть Бога, указывает на необходимость покаяния, признания зависимости от Господа и содержит наставление людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать ее всем верующим одинаково дословно. Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Свое Слово – Библию нигде не дает примеры молитв, а говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22, см. также 1 Иоан. 3:22, Иак. 1:5-7). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол 4:2, см. также Рим. 12:12, 1 Фес. 5:17). «Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16, см. также Кол. 4:3, 2 Фес. 3:1). «Всякою молитвою и прошением молитесь» (Еф. 6:18). То есть, не нужно зачитывать чужие молитвы из молитвенников, учить их наизусть, тем более на незнакомом языке, а необходимо с любовью и верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чем-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом. Задумайтесь, как можно, например, заученное стихотворение несколько раз в подряд, несколько раз в день, каждый день на протяжении десятилетий, постоянно прочитывать от души, от всего сердца. Это просто не возможно: со временем данное произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдете «на автомат». Также дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва приобретет в ваших устах формальность. А значит, молитва перестает быть молитвой. Ведь настоящая молитва – это не мантры и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу, общение с Ним. Тому доказательство Псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой – обращением патриарха к Создателю - каждая в свой период его жизни. В Священном Писании очень много и других примеров молитвенных обращений к Богу библейских героев: Моисея (см. Исх. 8:30; 32:31,32), Даниила (см. Дан. 6:10; 9:3-21), Езекии (см. 4 Цар. 20:1-3) и другие. Признают недостатки в молитвенных устоях ряда церквей и некоторые их представители. Так протоиерей Александр Борисов (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет: «В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается — устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим. Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами. Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят: «Я и молиться-то не могу — никаких молитв не знаю». Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся «по книгам», уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечеткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание, которое, не будучи произнесено определенными словами в определенном порядке, не будет действенным». Не ограничиваться молитвенниками, но молиться своими словами, призывал известный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве» (слово II): «Надо … доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда - переполненного - сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва». Вспомните и то, что Бог в Библии называет Себя нашим Отцом (см. Матф. 7:11, Мар. 11:25, Лук. 6:36), а Иисус – другом (см. Иоан. 15:14,15, Лук. 12:4). Теперь ответьте, как будет приятней отцу: если его ребенок прибежит к нему и будет сбивчиво иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается? Либо это дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему? Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться своей личной молитвой напрямую Творцу. И при этом, нет нужды для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Нужно помнить, что Создатель все слышит и видит - «Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), Творец «вникает во все дела» наши (Пс. 32:15) и знает даже наши помыслы – «Бог Сердцеведец» (Деян. 1:24). Христос перед молитвой «Отче наш» дал наставление: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:6). Этот библейский текст очень точно показывает, что молитва является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу в уединенном месте. Именно так поступал апостол Петр – уединялся, чтобы помолиться: «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9). Как было отмечено выше, Библия учит молиться постоянно. Это значит, что несколько раз в сутки верующий должен уединяться для молитвы, выделив для этого время. А остальной день, человек всегда должен помнить о Божьем присутствии и поддерживать с Ним молитвенное общение. Так, благодарить Бога за новый день можно только проснувшись, перед тем как встать с постели; советоваться с Ним, находясь в машине или автобусе; общаться с Создателем на рабочем месте, на пару минут закрыв глаза… Поэтому и позы для молитвы могут быть разные, как и у библейских героев, которые молились и стоя и сидя и лежа и на коленях. Конечно, если человек никогда не молился Богу своими словами, то сложно начать. Чтобы легче было переступить этот невидимый барьер, нужно вспомнить, что Господь – Ваш Отец, Он любит Вас и желает общения с Вами. Ясно поняв это, нужно изливать свои просьбы, переживания и благодарности перед Небесным родителем. При этом нужно иметь в виду, что земные отцы могут ошибаться, иметь недостатки, так как являются людьми. Небесный же Отец совершенен, и Его любовь к нам велика и постоянна. Валерий Татаркин
|