|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Толкование 53 главы Исаии. Раб это Иисус Христос или Израиль? Комментарий Библии
|
Толкование 53 главы Исаии. Раб это Иисус Христос или Израиль?
Действительно, в книге пророка Исаии, есть тексты, где Израиль назван рабом Божьим. Ис.44:1 А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Книга пророка Исаии не проста для понимания. Используемые там образы имеют разные, порой противоречивые характеристики. Отрок (сын), например, вроде скоро родится, как человек (см. Ис.7:14, Ис.8:3), но потом сын оказывается князем мира и отцом вечности (см. Ис.9:6); отрасль исходит из корня Давида (см. Ис.11:1), потом сам корень Давида станет знаменем для язычников (см. Ис.11:10), а далее Израиль называется отраслью (см. 50:21); Вавилонский царь вроде человек (см. Ис.14:4), но потом хочет “быть подобен Всевышнему” (см. Ис.14:14); раб вроде слеп (см. Ис.42:19), потом делает всех зрячими (см. Ис.42:7, в оригинале Ис. 42:1 не слово отрок, а раб); раб кроток (см. Ис.42:3), потом закроет уста царям (см. Ис.52:15); раб не исполняет закон (см. Ис 42:24), в другом тексте он сам дает закон (см. Ис. 42:4). Объясняется это просто. Одинаковые слова могут указывать на разных героев, либо одного героя описывать с разных сторон. Когда, например, мы видим слово «раб» в книге пророка Исаии, то не обязательно это только Израиль. Раб это не имя собственное, поэтому не относится к конкретному народу или личности. Слово раб может относиться, как к какой-то личности, так к народу Израиля, также в целом и ко всем людям — слугам Бога. Например, в книге Исаии упоминается раб Давид (Ис.37:35), раб Исаия (Ис.20:3), раб Елиаким (Ис.22:20). Рабом Бог называет любого, кто служит Ему и выполняет Его миссию (Ис.56:6). Миссию Бога может выполнять Его народ, но также и Мессия — Христос. Поэтому, видя слово раб, мы должны определить контекст – о ком идет речь в данном конкретном тексте. Давайте посмотрим тексты книги пророка Исаии, где раб не может быть ни Израилем, ни остатком Израиля, но прямо указывает на личность Мессии (Христа). Начнем с 48 главы, Исаия 48 глава об Иисусе Христе. ТолкованиеИс.48:12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний… 13 Моя рука основала землю… 16 … Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. В этом тексте слова «Меня» и «Я» с одной стороны, относятся к Творцу, основавшему землю, с другой стороны, этого «Я» посылает Бог и Его Дух. Данный текст парадоксален с точки зрения монотеизма, то есть единобожия. Но эта фраза хорошо объясняется посредством учения Христианства, где Бог един, но в трех лицах. Тут «Я» — это Иисус – Творец, которого посылает Бог Отец и Дух Святой. Исаия 49 глава о рабе. ТолкованиеИс. 49:5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. 6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли… 8 Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа Здесь задача раба обратить к Богу Израиля, восстановить его колена, вернуть остаток Израиля и стать заветом для народа. Естественно, сам Израиль не может обратить к Богу самого себя и вернуть свой остаток. И, естественно, народ не может сам стать заветом самому себе. Одной из задач Иисуса была миссия обратить Израильтян к Богу, что видно из текста Нового завета (см. Иоан.1:11). Исаия 50 глава о рабе. ТолкованиеИс.50:2 … Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; … 3 Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. 4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; … 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. … 10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Здесь, как и в 48 главе, речь идет от имени Творца. Этот «Я» — Творец. Но этот же «Я» и «Мне» является «рабом», что прямо написано в Ис.50:10. Он иссушает море, создаёт пустыни, облекает небеса мраком. Ему Бог дает язык мудрых. А далее этот «Я» предает хребет бьющим и не защищается от поруганий. Явно Израиль не может быть Творцом неба и земли. Не известны в истории события, когда Израиль добровольно подставлял себя под удары врагов и не закрывался от поругания. Иисус подходит под этого раба. Ведь Он – Творец. Христос нёс свет Божьего мудрого слова людям. И Он добровольно страдал. Практически тот же текст о поругании и оплевании Иисуса из Назарета мы видим в Новом завете в Мар.10:34. Краткое толкование 51 главы пророка ИсаииИс.51:12 Я, Я Сам — Утешитель ваш. … 15 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его. В 51 главе речь продолжается от первого лица, где «Я» это Творец, защищающий Свой народ. Толкование: 52 глава Исаии о рабе Иисусе Христе или Израиле?Ис. 52:13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. В 52 главе снова возникает тема раба. Этот раб благоуспешен и возвысится. Когда такое происходило с Израилем после Исаии? Никогда с тех пор, Израиль и остаток Израиля, не был благоуспешен, не возвышался, не было его величия. Начиная с Ис.52:13 до конца 53 главы, в таком коротком отрывке, насчитывается 35 пророчеств, нашедших свое исполнение в жизни и служении Иисуса Христа. Ниже они будут перечислены:
Ис. 52:14 Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Как у народа лицо может быть обезображено, к тому же хуже, чем у человека? Тут, явно речь о человеке.
Ис. 52:15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Как Израиль приведет многие народы в изумление? И как закроют пред ним цари уста? Израиль со времен Исаии всё время был в рабстве или под игом. Сегодня это малюсенькое государство, даже без своей столицы Иерусалима.
Исаия 53 глава о рабе Иисусе Христе или Израиле или остатке? Толкование БиблииИс. 53:1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Как в Израиле нет вида и величия? А как же ранее в 52:13 он, якобы, был возвышен? Кто это «мы» и «нас»? Остаток Израиля видел Израиль, и этот вид его не привлекал, или наоборот?
Ис. 53:3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Как Израиль был умален перед людьми? Он мог быть умален перед другими народами, но не перед всеми людьми. Как народ изведает болезни? Болеют люди, а не народы. Кто «мы отвращали» лицо от Израиля или его остатка?
Ис. 53:4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Как Израиль взял на себя наши немощи? Чьи это «наши»? Как Израиль понес чьи-то болезни? Чьи «болезни»? Разве Израиль сам, по своей инициативе, «взял на себя» чужие болезни и немощи, и при этом кто-то думал, что это его Бог наказал? Кто «мы думали»?
Ис. 53:5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Как Израиль мучим за чужие грехи? Бог никого не мучает за чужие грехи, см. Иез.18 гл. и Иер.31 гл. Наказание мира разве было на Израиле? Иногда считается, что страдающий раб Израиль – это евреи, замученные в Холокост. Конечно это огромнейшее горе. Но разве пострадали одни евреи? Во Вторую Мировую войну погибли не только евреи иудеи, но и евреи христиане, а также десятки миллионов людей из разных народов и религий. Кто «мы» исцелился ранами Израиля?
Ис. 53:6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Кто «мы» блуждали как овцы? Как может любящий Бог возложить грехи всех людей на Израильтян? Израиль это Его любимый первенец (см. Исх.4:22). Израиль страдал только за свои грехи, причем Бог его долго терпел и постоянно прощал.
Ис. 53:7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Когда это Израиль страдал добровольно? Они всегда устраивали бунты и войны (вспомните восстание Маккавеев и Иудейские войны). Израильтян силой поработили, и они всегда пытались вырваться из под ига, истребляя при этом язычников.
Ис. 53:8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Когда судили страну Израиль? Как народ Израильский отторгнут от земли живых? Он до сих пор жив. Как народ Израиль претерпел казнь за свои же преступления (народа Моего)? Это масло масляное.
Ис. 53:9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Как народ можно похоронить в гробу со злодеями? Как целый народ можно погрести в могиле богатого? Как остаток Израиля может умереть, т.е. исчезнуть, ведь он на то и остаток, что должен остаться. Разве народ Израиль не сделал греха? Разве Израильтяне не лгали? В книге Исаии множество раз говорится о большей греховности Израиля (см. Ис 43:22-25, 48:9, 50:1).
Ис. 53:10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Как у народа душа принесет жертву? Почему тут применяется термин жертвоприношения в храме – жертва повинности? Как Израиль узрит потомство? Потомство может быть у человека. Когда это воля Господня исполнялась рукой Израиля, тем более успешно? Все время Израиль делает неугодное в очах Божьих, что отражено в обличениях практически всех пророков.
Ис. 53:11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Какой подвиг сделал Израиль? Как это через познание Израиля, сам народ Израиля оправдает многих? Неужели Израиль праведник? Каким образом Израиль оправдает многих и грехи их на себе понесет? Как грехи язычников окажутся на народе Израилевом? Народ Израиля страдал только за свои грехи, о чем их постоянно упрекали пророки. В целом, в законе Божьем сказано, что наказание несет тот, кто согрешил, а не другой (см. Иез.18:20).
Ис. 53:12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Когда это Бог дал Израилю быть среди великих? Когда Израильтяне вместе с сильными делили добычу побежденных? Когда это евреям, были даны такие благословения за то, что они умерли? Как в целом народ Израиля предал душу на смерть? Когда Израильтяне были причтены к злодеям? Как Израильтяне понесли на себе грех многих? Когда и каким образом народ Израиля сделался ходатаем за преступников? О каких преступниках идет речь, ведь не мог народ Божий ходатайствовать сам за себя или за язычников?
Как мы видим, ни в одном пункте пророчество не может быть отнесено к народу Израильскому и его остатку. Зато АБСОЛЮТНО все пункты отлично походят к Иисусу. По теории вероятности, два совпадения в одном человеке практически не возможны, а несколько десятков совпадений – 35! в столь коротком отрывке — по теории вероятности — это ноль процентов. Но в Иисусе все совпало! Может ли в 52, 53 главе пророка Исаии раб быть Израилем, а не Иисусом Христом? ТолкованиеВ 52,53 главах книги пророка Исаии мы видим краткую Новозаветную историю о миссии Иисуса Христа. Почему так много совпадений – 35 – на такой короткий отрывок текста? Тут возможны 3 варианта:
Путем исключения двух первых пунктов, остается только третий!!!
Валерий Татаркин
|