|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Есть ли божественное предопределение судьбы?
|
Есть ли божественное предопределение судьбы?
Вы подняли непростую тему. Богословы некоторых христианских конфессий верят в предопределение. Мол, Бог заранее предопределил одних ко спасению, других к погибели. Тогда получается, что все наши действия бессмысленны и у нас фактически нет никакого выбора?! Однако, весь смысл учения Библии в обратном. Судьба каждого человека зависит от его осознанного выбора, как в целом жизненного кредо, так и повседневных маленьких принятий решений. Поэтому в богословии церквей, отвергающих предопределение судьбы, есть понятия условных и безусловных пророчеств. Безусловные сбудутся независимо от действий человечества - например, второе и первое Пришествие Христа. Условные зависят от действий людей, например - Иона и Ниневия. Ниневитяне покаялись и Господь отменил бедствие, чем был не очень доволен пророк Иона… (см. книгу пророка Ионы) В Священном Писании есть прямые слова от Бога, которые подтверждают отсутствие предопределения: Иер.18:7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; 8 но ЕСЛИ народ этот, на который Я это изрек, ОБРАТИТСЯ от своих злых дел, Я ОТЛАГАЮ то зло, которое помыслил сделать ему. 9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; 10 но ЕСЛИ он будет делать ЗЛОЕ пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я ОТМЕНЮ то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Иер.26:13 Итак ИСПРАВЬТЕ пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь ОТМЕНИТ бедствие, которое изрек на вас Господь в Библии неоднократно предупреждал израильский народ и призывал их оставить свое отступничество от Его заповедей, а иначе Он допустит для них бедствия. В тех случаях, когда они не слушались, предсказанная беда приходила. Если же люди изменяли свое поведение, наказание отменялось. Также по молитвам людей Бог изменяет запланированное будущее. Вспомните царя Езекию, по его искренней молитве Бог отодвинул его предреченную смерть на 15 лет (см. 4 Царств 20:1-6). И коненчо за этот пероид времени произошло много событий, связанных с живым Езекией, которые повлияли на будущее многих людей. Также и на горе Синай после отступления Бог планировал истребить евреев и образовать новый народ Божий. Но по искренней молитве Моисея Бог отменил запланированное (см. Исход 32:9-14). И сегодня мы имеем Израильтян - как Божий народ Ветхого Завета. Во многих Божьих обличениях и предупреждениях, звучавших из уст пророков, были даны условия: Если Вы …, то будет … Например: "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: ... если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, ... то Я оставлю вас жить на месте сем" (Иер.7:3-7) "Может быть, они (если) послушают и обратятся каждый от злого пути своего, (то) и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их" (Иер.26:3) В целом же Господа нашим умом понять невозможно. Он дает пророчества и удивительным образом они исполняются... Я думаю, Он не на 100% знает будущее, но предвидит его, имея Великую Мудрость, и зная гораздо больше, чем мы. И тем более, Господь может предсказать (назначить, определить) будущее, затем его исполнив... Я считаю, что жизнь отдельных личностей основывается на их выборе и не известна с момента рождения до конца Господу. По-моему, Бог, предначертав в глобальном масштабе будущее, аккуратно вмешивается в жизнь земли и землян, чтобы не повлиять на осознанных выбор каждого отдельной личности, но чтобы Его пророчество исполнилось. В подтверждение этому можно привести тексты, где Господь говорит, что делает то, что Ему угодно, показывая тем самым, что Сам активно влияет на будущее: Ис. 46:10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой СОВЕТ состоится, и все, что Мне УГОДНО, Я сделаю... Ис. 55:11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне УГОДНО, и совершает то, для чего Я послал его. То есть, будущее каждого человека до конца не предопределено. Мы живем свободно и от наших поступков зависит наше будущее. Богословами, уверенными в предопределении судьбы, в подтверждении своей позиции обычно приводится текст Псалма: Пс. 138:4 Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. 15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. 16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Вроде, кажется, что Слова Господа звучат однозначно. Но ведь выше в Иер. 18:7-10 мы видели тоже слова Бога, но совсем с другим смыслом. Может ли Господь Себе противоречить?! На самом деле, толкований у Священного Писания много, но далеко не все они верные. Зачастую текст вырывается из контекста повествования и фразе придается самостоятельный законченный смысл. Конечно, так делать нельзя. Священное Писание нужно толковать с соблюдением определенных правил, а именно: 1) Нужно толковать стихи без отрыва от контекста общего повествования. При этом желательно знать историю того периода о котором читаешь в Библии. Нужно понимать, что есть проблемы перевода, нюансы культуры и менталитета того времени и народа. 2) Библия не может сама себе противоречить, так как Бог Сам Себе не может противоречить. 3) В Священном Писании нет лишних текстов, так как Бог сказал, что "Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное" (Пс.11:7) 4) Библия объясняет сама себя. Именно так воспринимали ее все пророки и апостолы, ссылаясь на тексты из Писания предшествующих вестников Божьих. На сколько я понимаю, такие правила близки к сути простой логики. Вот все --> правила толкования Библии То есть нужно внимательно изучать "спорные" тесты Писания и ни в коем случае не строить доктрины и мировоззрение на отдельных единичных спорных текстах! Если Вы с учетом этих правил будете смотреть на спорные тексты Священного Писания, то многие из них уже скоро для Вас откроют свой истинный смысл – тот, который в них вкладывал Бог и Его вестники. Так, если внимательно прочитать весь Псалом 138, то будет видно, что псалмопевец не ставил его целью рассказать о предопределении судьбы. Давид просто восхищается всеведением (всезнанием) и силой Господа: Господь постоянно смотрит на нас (стих 3), знает наши мысли (стих 4)... Далее Давид прямо говорит, что потрясен ведением (всезнанием) Господа (стих 6), он понимает что Бог везде и на небе и на мертвецов распространено Его ведение.. Все это потому что Бог любит нас, Он сотворил нас - создал чудо зарождения каждого нового человека во чреве матери... Даже развитие зародыша идет под контролем Бога!!! И только после этого Давид говорит, что в книге Бога "записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было". Очевидно с учетом вышеизложенного, что Давид здесь продолжает восхищаться ВСЕзнанием Бога, в том числе Его ПРЕДВИДЕНИЕМ. Кроме того, Давид здесь признает, что вся его жизнь от начала до конца НАХОДИТСЯ В РУКАХ Божьих. Именно в Божьей власти количество наших дней на земле! - Вот смысл спорных текстов. Последующие тексты продолжают мысль ВСЕзнания Бога: "Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!". Давид признается, что не в силах понять великое число мыслей (мудрости) Бога. А в конце Давид просит направить его на правильный путь: 23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; 24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный. Если бы Давид писал о предопределении Бога, в том смысле, что каждый наш день жизни уже расписан и известен, то он не просил бы у Бога совета, куда ему направляться, ведь любое движение Давида, как и любого человека уже предопределено и неизменно. Но Давид хочет менять свою жизнь в лучшую сторону, чтоб достигнуть жизни вечной, именно поэтому и просит совета у Господа! В Библии мы четко видим два завета. В целом все заветы построены на условиях, ведь завет - это договор (договоренность сторон об определенных условиях). Во Второзаконии целые главы Бог отвел под условия и возможные последствия тех или иных поступков: Втор. 6:1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, ДАБЫ (чтобы) продлились дни твои. Втор. 11:13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; 15 и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам. Наша жизнь зависит от наших кардинальных и повседневных выборов. Об этом говорит вся Библия. Иначе, зачем вообще дана Библия, если все предрешено? Наоборот, Бог нас учит и желает, чтобы мы становились лучше и чтоб спаслись для вечности. Поэтому Господь испытывает нас, вразумляет и даже наказывает: Евр. 12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Апостолы прямо говорили, что Бог хочет, чтобы ВСЕ спаслись: 2 Пет.3:9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию. 1 Тим. 2:4 Который (Бог) хочет, чтобы ВСЕ люди спаслись и достигли познания истины. Где же здесь предопределение судьбы?! Если же судьба каждой личности, а значит и каждого Божьего творения, предопределена, то значит Бог Сам создал зло и грех, так как создал Люцефера, ставшего потом сатаной? А значит, Бог не есть Любовь, раз Он Сам создал сатану, предвидя, что тот принесет столько боли, смертей и несчастий! Но Библия утверждает, что Бог есть Любовь! Так оно и есть!!! А значит, нет предопределения! Именно так и учит Библия! Давайте рассмотрим еще несколько текстов, в которых некоторые богословы видят подтверждение предопределения судьбы. Рим. 8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Для начала давайте вспомним, что Бог через Свое Писание утверждает: Еккл. 7:29 Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. Уже из этого понятно, что нет предопределения! Также вспомните многие другие тексты, которые были приведены ранее. Если смотреть на Рим. 8 главу через понимание того, что нет предопределения, как показывают другие тексты Библии, то мы увидим совсем другую картину. В целом, весь контекст главы показывает, что здесь Бог говорит о христианах. С самого начала главы Павел рассуждает о духе христианина и о предстоящем воскрешении верующих благодаря жертвенной смерти Христа. Бог знал (предвидел), что будут искренние верующие после прихода Его Сына, у которых будет Его закон в сердце. Об этом Он задолго до пришествия Христа говорил через пророков: Иер. 31:31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Поэтому, в Рим. 8 главе Бог и говорит, что предузнал – значит наперед знал, и предопределил, значит был уверен, что придет Иисус (это безусловное пророчество) и у Него буду последователи. Из контекста видно, что речь апостол Павел в послании к Римлянам, в частности в 8 главе, ведет в целом о верующих во Христа – верных Богу чадах. Они будут более духовными благодаря Своему учителю Иисусу. И здесь в тексте нет даже намека на предопределение судьбы отдельных личностей. Следующий текст 1 Кор. 2:6-8 1 Кор. 2:6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, КОТОРУЮ предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Здесь речь идет о тайной премудрости (посмотрите, к чему относится слово КОТОРУЮ) воплощения Бога Иисуса в человека – то есть план спасения людей через Его заместительную жертву. Посмотрите, Павел в другом послании это поясняет: 1 Тим. 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. То есть, в 1 Кор. 2 главе опять же нет в тексте даже намека, что имеется в виду предопределение отдельных личностей. Речь идет о тайне, которая исполнилась, которую Бог предназначил к исполнению прежде веков. Теперь Еф. 1:3-6, 11-12. Еф. 1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, 12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. Здесь также речь идет о плане спасения верующих через Христа. Бог знал, что у Его Сына будут последователи - христиане, которые будут более духовными, у которых закон будет записан в сердце благодаря Духу Святому, с которыми будет заключен Новый завет на крови Иисуса, которые будут спасены к вечности. То есть речь идет о верующих в Христа – верных детях Божьих, а не о конкретных личностях. Даже не все христиане предопределены для спасения – речь идет именно о верных верующих, которых стало больше благодаря Христу – в этом Бог был уверен наперед (см. выше Иер. 31 гл.). Многие христиане не спасутся, если не будут стремиться оставить свою некогда грешную жизнь/ Читайте об этом материал Все ли христиане спасутся?. Так что даже здесь нет предопределения. Далее Деян. 4:27-28 Деян. 4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. Бог с самого начала продумал план спасения и то, что Иисусу предстоит пострадать и быть казненным за грехи людей. Почитайте: Откр. 13:8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Cм. также Ис. 53 главу и другие тексты Библии. Поэтому апостол и говорит, что все это было предопределено Богом! Здесь говорится опять о безусловном пророчестве – о Пришествие и служении Иисуса Христа. Тут нет и намека на предопределение отдельных личностей еще до рождения к вечной погибели или вечной жизни. Как мы уже говорили, Господь хочет, чтоб ВСЕ спаслись. Иисус умер за всех – кто примет Его дар: выбор же своего будущего за каждым из нас! А сейчас Деян.13:48 Деян. 13:47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Здесь апостол вспоминает пророчество о том, что обязательно вера в Бога будет широко распространена и на язычников. Ведь ранее в основном в Бога верили Израильтяне. Так что, согласно контексту, здесь речь об уверовавших язычниках, что было предсказано в пророчестве. Речь не об отдельных индивидах заранее представленных ко спасению, а о МНОГИХ язычниках. Спасены будут те язычники, кто уверовал, как и предвозвещало пророчество. Прочитайте внимательно эту главу. Апостол не ставил цели данной фразой рассказать о предопределении некоторых людей ко спасению, он возвещал о сбывшем пророчестве – что вера в Господа распространиться далеко за пределы Израиля на язычников. Все дело в том, что часто верующие читают не Библию, а отдельные ее стихи. Нельзя отдельные тексты посланий воспринимать как законченные фразы. Как мы видим, в некоторых случаях они могут принять совсем другой смысл – кардинально отличный от того, который в эту фразу вкладывал пророк или апостол, когда употреблял ее, произнося целую речь. Валерий Татаркин Здесь = > другие вопросы по Библии, ответы, комментарии Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
|