Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии


Облако тегов: Церковная десятина в Библии. Нужно ли христианину платить десятину? Толкование Библии





     

Церковная десятина в Библии. Нужно ли христианину платить десятину?

  • ВОПРОС ОТ ГЕВОРГА
          Приветствую. Назрел серьезный вопрос относительно десятины. Десятина Ветхого завета не имеет ничего общего с Новым заветом. А если даже ее платить, то отдавать бы ее надо животными и плодами, как это написано в Библии, например, в Лев.27:30,32.

 

Сегодня в ряде христианских церквей отрицается необходимость возвращать десятину Богу. Обоснования этому как минимум два:

  1. Закон Божий отменен и поэтому заповедь о десятине тоже отменена.
  2. Сегодня в Новом Завете уже нет храма, нет левитского священства и поэтому десятину платить — возвращать теперь некому.

Давайте разберем аргументы и контраргументы по этому вопросу.

По пункту 1, касаемому якобы отмененного закона, кратко говорить сложно. Вопрос актуальности Божьего закона рассмотрен в других моих материалах, например, Актуален ли Божий закон в наше время?, Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея, например, око за око? «Слышали, что сказано, а я говорю вам»., а также в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе Закон Божий. Заповеди Декалога. Странно, что люди считают Божий закон отмененным, опираясь на несколько спорных высказываний апостола Павла, вырванных из контекста, но игнорируют массу его других высказываний, где он хвалил закон.

Подумайте, чтобы отменить заповеди Бога, выбитые Им лично на Камне, и продиктованные Моисею для записи в Закон, нужно что-то более существенное, чем несколько спорных высказываний одного из апостолов. Чтобы отменить заповеди, которые соблюдал Божий народ многие столетия.., заповеди, в нарушении которых народ обличали все пророки, нужно что-то большее, чем пара-тройка спорных фраз апостола Павла, про которого в Библии 2Пет.3:16 прямо написано, что он пишет в своих посланиях “нечто неудобовразумительное”, что многие неправильно понимают к собственной своей погибели.

Если бы закон был отменен по повелению Бога, то об этом должен был постоянно учить Иисус. Но, наоборот, Иисус учил правильному соблюдению закона и говорил, что “беззаконники” погибнут (Матф.7:23; Матф.13:41,42; Откр. 22:14,15). Об отмене закона должны были усердно учить все апостолы, но все апостолы, включая самого Павла, множество раз цитировали заповеди и говорили об их важности для христиан. Апостолами прямо написано, что именно соблюдение заповедей Божьих показывает нашу любовь к Богу и людям, а также будет учитываться при наследовании Царствия Небесного (2 Пет. 2:9; 1 Иоан. 2:4; 1 Иоан. 5:3; Иак. 2:8-10; Рим. 3:31; Рим. 7.12,14,16,22; Рим. 8:7; 1 Кор. 7:19; 1 Кор. 6:9,10; 1 Кор. 9:9,10,20,21; Гал. 5:19-21; Еф. 5:3-5; Откр. 12:17; Откр. 14:12).

Кроме того, странно, что христиане, заявляющие, что Божий закон отменен, скрупулезно стараются выполнять многие его заповеди (например, о блуде, прелюбодеянии, гомосексуализме, о лжи, идолопоклонстве, волшебстве и т.д. и т.д.). В некоторых общинах даже исключают из церкви верующих нарушающих эти заповеди… Но при этом, соблюдая одни Божьи заповеди, эти христиане закрывают глаза на некоторые другие заповеди Господа, в частности о субботе и десятине.

Итак, мы не можем заявить, что Божий закон полностью отменен и потерял актуальность.

По пункту 2. Безусловно, не все заповеди из закона Моисея остались актуальными для христиан, ведь сейчас действительно нет храма и левитского священства, а значит обрядовые заповеди, которые имели отношения храмовому служению, сосредоточенному на очищении людей от грехов, исполнились в Иисусе Христе.

Сам Господь Иисус дал четкое пояснение относительно актуальности Божьих заповедей в Нагорной проповеди:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (выполнять, соблюдать). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля (не закончится этот мир), ни одна иота или ни одна черта (знаки и буквы) не прейдет (не упразднится) из закона, пока не исполнится все (каждая буква и знак). Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит (будет исполнять) и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:17-19)

Что мы прочли? Иисус четко здесь пояснил, что в Царствии Небесном нарушающих заповеди назовут мизерными верующими, и что любая заповедь не отменится (не прейдет), пока не закончится этот мир или пока не исполнится ее предназначение.

Мы понимаем, что обрядовые заповеди закона Божьего, были прообразами служения Иисуса Христа по очищению людей от грехов. То есть обрядовые заповеди исполнились в Иисусе Христе, то есть теперь не актуальны. Но исполнилась ли заповедь о десятине?

Конечно, сегодня нет храма и ветхозаветного священства, а десятина отдавалась именно ветхозаветным священникам и левитам. Получается теперь десятину отдавать некому, а значит и не надо?

Давайте проанализируем тексты Библии, где устанавливается десятина и говорится о ее целевом использовании.

Когда верующие согласно Библии начали возвращать Богу десятину?

Впервые о возвращении десятины Богу мы читаем в первой книге Библии Бытие. Авраам возвратил десятину Божьему священнику Мелхиседеку.

«Мелхиседек … был священник Бога Всевышнего, … [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт.14.18-20).

Далее мы читаем, что внук Авраама Иаков, обещает Богу отдавать десятину:

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною …, и будет Господь моим Богом, … из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28.20-22).

Заметьте, что Авраам, как и его внук Иаков (Израиль), оба патриархи веры, отдавали Богу десятую часть, а не пятую и не двенадцатую или пятнадцатую. При этом Библия говорит о том, что Авраам знал и исполнял Божий закон (см. Быт.26:5). Также в книге Бытие мы видим названия жертвоприношений и пять видов жертвенных животных (тельцы, овны, козлы, голуби, горлицы), которые повторяются в точности в законе Моисея. Случайно ли это? И также в законе Моисея повторяется десятина. Это простое совпадение? Сколько в мире существует животных, сколько вариантов процентов религиозного сбора, сколько вариантов названий жертв? Огромное количество! Но Божьи наставления из книги Бытие четко повторяются в законе Моисея! Сколько процентов случайного совпадения по теории вероятности? Ничтожный мизер близкий к нулю! Конечно, никакой случайности нет и быть не может, ведь Бог неизменен. Есть масса подтверждений тому, что закон Божий был задолго до Синая. Некоторые из них рассмотрены в материалах, посвященных жертвам Кайна и Авеля и закону Божьему до Синая.

Авраам жил по Божьему закону еще задолго до того, как закон был зафиксирован в письменном виде! До Синайского откровения Божьи законы передавались из уст в уста. Именно поэтому патриархи отделяли ровно 10%! Авраам отдал десятину Мелхеседеку. А кому отдавал десятину Иаков? Мы точно не знаем, но видимо тоже Мелхеседеку, или его приемникам. Картину дополняет тот факт, что в Салиме, где был священником Мелхиседек, находилось Божье жилище: «И было в Салиме жилище Его» (Пс. 75:3).

Моисею Господь дал наказ точно записать весь Его закон в виде заповедей -наставлений. О десятине в законе говорится, как об обязательной заповеди:

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит.27:30)

В этом тексте говорится о том, что десятина из всего на земле – это святыня, принадлежащая Господу. Данная заповедь не только указывает на необходимость возвращения десятины, но и поясняет, почему это нужно делать: десятина – это святыня! Святыня – это отделенное, священное, принадлежащее Господу.

В Библии много текстов, которые прямо говорят о том, что всё, находящееся на Земле является Божьей собственностью:

«Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор» (Пс. 49:10; см. также Втор. 10:14; Агг. 2:8)

Господь Творец и владыка всего. И чтобы человек этого не забыл, Бог установил десятину – как Свою святыню. Благодаря этой заповеди верующие всегда чувствуют свою зависимость от Бога и благодарят Его за благословения, см. Втор. 8:10-18.

На какие цели шла десятина в Библии

Теперь посмотрим, на какие цели шла десятина:

«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21, cм. также Чис.18:24)

Данный текст поясняет, что левиты – израильтяне из колена Левия, должны были обеспечивать функционирование храма – скинии, а чтобы не иметь необходимости зарабатывать себе на пропитание, все остальные 11 колен Израиля должны были их содержать за счет священного налога – десятины.

При этом левиты, должны были отделять от полученных десятин собственную десятину священникам из рода Аарона. Род Аарона тоже входил в колено Левия, но лишь ему было поручено священнодействие внутри храма.

«Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, … и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику» (Чис.18:26-28)

Тот факт, что левиты тоже должны были возвращать десятину, говорит о ее особой святости и о воспитательной функции, то есть десятина должна была всегда на деле демонстрировать почтение к Творцу и укреплять доверие у верующих к Нему. Вспомните, что говорится в книге Малахии:

«Принесите все десятины.., и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10)

Из приведенных выше текстов видно, что святыня-десятина шла на содержание храма и служителей. Но давайте подробнее перечислим на какие цели шла десятина.

Согласно Библии раньше десятина имела следующие цели:

  1. Поддержание функционирования храма. В храм приходил народ для принесения жертв (за грехи и благодарения), для молитв Господу, для воспевания Ему хвалебных гимнов. Также при храме проводились собрания верующих для изучения Божьего закона;
  2. Содержание всех Божьих служителей — левитов и священников (с их семьями). Они учили народ закону Божьему (см. 2 Пар.17:7-9, Втор. 17:8-11; 33:8-10), сближали людей с Богом, обеспечивали функционирование храма и непосредственно служили в храме;
  3. Воспитательная цель – укрепление веры и доверия к Богу.

В Новом Завете нет храма, священников и левитов, но есть:

  1. Молитвенные дома, где проходят собрания, посвященные Богу, молитвы и пение благодарения Господу, а также изучается Библия;
  2. Божьи служители, которые также как и в ветхозаветное время посвящают свою жизнь на обучение народа воле Божьей и сближению людей с Господом;
  3. Воспитательная цель – укрепление веры и доверия к Богу.

Даже при таком поверхностном сравнении, видно, что несмотря на отсутствие в Новом завете храма и священства, их роли частично перешли на другие религиозные строения и служителей.

Что Новый завет Библии говорит о десятине

Более того, в Новом Завете даже есть указание на прямую связь между ветхозаветными священниками и новозаветными служителями, после чего делается вывод, что верующие как ранее содержали священников, так сегодня должны содержать служителей.

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? … Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13,14)

А на что жили священнодействующие? Исключительно на десятину и приношения!

То есть Апостол проводит параллели между Божьими служителями Ветхого и Нового заветов, а значит и размер содержание входит в эту параллель.

Есть и другой пример, где Апостол прямо упоминает десятину по отношению к Новозаветному времени.

В послании к Евреям в 7 главе апостол вспоминает, что Авраам заплатил десятину, когда еще не было священников из Левитов (Быт.14.18-20). И дал он ее священнику Мелхеседеку. В послании к Евреям Иисус многократно сравнивается со священником Мелхеседеком. Мелхеседек был прообразом Иисуса на основании Псалма 109:4. Апостол на примере десятины доказывает, что Первосвященник Иисус выше священников Левитов. Вот его логическая цепочка, изложенная в 7 главе. Авраам возвращал десятину Мелхеседеку. А Левий – основатель священнического рода в это время был внутри Авраама, так как он потомок Авраама. Получается, что сам Левий через Авраама дал десятину Мелхеседеку. А Мелхеседек – это образ Иисуса. То есть, вывод: Иисус выше священник, чем священство Левия.

Итак, священство Нового Завета – это священство Иисуса по чину Мелхиседека. В этом «чине», естественно присутствует десятина, как и в «чине» Мелхнседека и в «чине» Левия. Принцип финансирования одинаков.

Прочитаем на эту тему еще одно заявление апостола из послания к Евреям:

«И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет » (Евр. 7:8).

Где здесь ? На земле. Какие люди берут десятину на земле – обыкновенные, смертные, то есть умирающие. А где там? Сначала определимся — речь идет о Мелхеседеке или Иисусе? Если речь о Мелхеседеке, то он жил на земле в городе Салиме, а если об Иисусе – то Он на небе. Но, посмотрите внимательно, в этом тексте сравниваются смертные с бессмертным. По сравнению со смертными, он живет, то есть не умирает. Мелхеседек, был смертным человеком, хоть и не было известно о его рождении и кончине, он был великим, но лишь прообразом Иисуса. Вечно живущий – это только Иисус.

Чуть далее Апостол об этом прямо говорит:

«Сей (Иисус), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр.7:24)

В другом месте Писания подтверждено, что только Бог имеет бессмертие:

«Господь … единый имеющий бессмертие» (1 Тим.6:15,16)

То есть в Евр. 7:8 мы прочли, что Иисус берет десятины. А как Он их берет? Как десятины нужно теперь отдавать Первосвященнику Иисусу? Ответ в Библии. Согласно священному Писанию Иисус — Глава Церкви, а Его тело — это Церковь на земле.

«Он (Иисус) есть глава тела Церкви; … Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:18,24, см. также 1 Кор.12:12-27).

Итак, Согласно тексту Нового Завета сегодня имеет место перемена священства. Мы имеем Иисуса Первосвященником. Повторим аргументы Нового Завета о десятине:

  1. Апостол в послании к Евреям строит доказательство превосходства священнического служения Иисуса над левитским священством именно на десятине. То есть Иисус — Глава церкви — берет у нас десятину, о чем говорится в Евр 7 главе.
  2. В 1 Кор. 9:13,14 служители церкви Христа сравниваются с ветхозаветными священниками, где прямо дан наказ обеспечивать их также, как ранее народ обеспечивал служение священства.
  3. Ну и конечно факт неизменности Бога и Его закона. Иисус пояснил, что заповедь может быть отменена, только когда исполнится ее предназначение, данное Богом.

Какие еще нужны доказательства, особенно учитывая то, что Бог неизменен. Неужели раньше Божьих служителей долен был содержать народ на десятину, а теперь Бог скажет, что вместо десятины им хватит 3% или 1% или вообще кто сколько даст? Неужели Бог изменил Свое отношение к Своим служителем?

История показывает, что в разных церквях многие столетия, так или иначе практиковался сбор с народа десятины на строительство храмов и содержание христианских служителей. Я об этом писал в своей книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" в главе о десятинах и добровольных приношениях.

Что входит в десятину?

Сегодня некоторые христиане признают необходимость уплаты десятины, но относят эту заповедь только к произведениям земли и животноводству. Мол, в заповедях сказано об урожае и скоте. Да, конечно, есть такие тексты. Например,

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Левит.27:30,32)

Получается, что если учитывать только эти два текста, то действительно сегодня городским жителям десятину возвращать нужно лишь с урожая с дачных участков, если они имеются. А вот жители сельской местности в проигрыше – они должны возвращать десятину со всего урожая на огороде, на поле и из скота.

Вам кажется справедливым такое толкование Библии? Навряд ли. И это верно. Ведь, Библия не учит, что только Израильтяне сельхозпроизводители должны были возвращать десятину, а Израильтяне ремесленники, нет. Давайте разбираться.

Во-первых, не нужно Божий закон воспринимать, как закон буквы, ведь он закон духа. По закону буквы, если в заповеди о десятине написано про урожай и скот, значит платить десятину надо только с этого. Но по закону духа, понимается принцип, суть, то есть цель заповеди.

Богословы знают, что Божий закон не всегда приводит закрытый перечень, а часто дает принцип. Например:

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4,5)

Эта заповедь учит о возвращении найденного и о помощи даже врагам. Но в заповеди не говорится о лошади или верблюде, о кошельке и тем более об автомобиле… Получается, что возвращать найденный кошелек с визиткой, или помогать человеку с лошадью не нужно?! Мы должны понимать, что заповедь дает принцип. И таких заповедей много, например, заповедь око за око. Она не говорит о глазах, а дает принцип полного возмещения ущерба потерпевшему от причинителя вреда.

Вот еще пример.

«Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх.35:3)

Если понимать заповедь буквально (по закону буквы), то мы не должны пользоваться лампами в субботу и разогревать еду. Но ведь, если учитывать контекст, то тут речь идет о приготовлении пищи, на которую в пустыне уходило много времени и сил, так, что времени у женщины на субботний отдых и возрастание в Боге не оставалось…

Так и с десятиной. В те времена, Израиль был аграрной страной, то есть были более распространены сельское хозяйство и животноводство, поэтому, когда Бог учил о десятине, Он упоминал то, что распространено. Обратите внимание, Бог не давал заповедь о десятине с полным перечислением, мол, в качестве десятины Вы должны возвращать с перечислением то-то и то-то. Такой заповеди нет. При упоминании десятины Бог в качестве примера приводит дары земли и скот. Это просто принцип.

Поговорим еще о справедливости. Разве справедливо, если бы десятину платили / возвращали только земледельцы и животноводы, а остальной народ, в том числе зажиточный (ремесленники, торговцы, ювелиры…), был бы освобожден от десятины, мол, ведь в заповеди не перечислены доходы от иного ремесла?

Разве наш Бог не есть Бог справедливости?

Давайте перейдем к Библейским примерам о десятине

Вспомним историю с Авраамом. Разве после войны в трофеях у него были только скот и плоды земли? Мы читаем, что Авраам отдал Мелхеседеку десятину ИЗ ВСЕГО. Теперь об Иакове. Он убегал из дома. Он еще не знал, каким бизнесом будет заниматься. Может на чужбине ему пришлось бы заняться сельскохозяйственным делом, или животноводством, а может торговлей или скорняжным или плотницким ремеслом. Но он обещал Богу, что будет давать десятину опять таки ИЗ ВСЕГО.

Теперь давайте посмотрим, что народ Израильский должен был возвращать левитам в виде десятины. Мы знаем, что Бог левитам не дал земли. Получается, что левиты не могли заниматься сельским хозяйством и животноводством. А почему Бог не дал им земли? Цель понятна – чтобы левиты отвечали за духовное состояние израильтян. В их роль входило, как мы отмечали выше, поддержание работы святилища, обучение людей закону Божьему, также священники участвовали в судейских процессах, левиты содержали города-убежища для непредумышленных убийц, левиты переписывали Священное Писание. Нужно понимать, что на один экземпляр Торы нужно было использовать более 40 шкур животных… А также нужны были чернила и т.д. И само переписывание лишь одной Торы занимало полтора года. А ведь ещё переписи подлежали Пророки и Псалмы... Как видите левиты были очень заняты. Неужели Бог повелел израильтянам отдавать десятину левитам только из скота и произведений земли? А готовые продукты в виде масла и меда, Израильтяне левитам не должны были отдавать, так как они не описаны в заповедях Торы? А например, столяры, портные, кожевники, виноделы, медовары, кузнецы… левитам тоже ничего не должны были давать? То есть, неужели Бог хотел, чтобы левиты сами давили масло, изготавливали мебель и ножи, и топоры..? Как они находили время обучаться этому ремеслу, и при этом находили время на выполнение своих прямых обязанностей?

Кончено, Бог хотел освободить левитов от проблем по содержанию семьи, поэтому Бог прямо в заповеди указал, что левитам нужно давать десятину ИЗ ВСЕГО, что у Израильского народа.

«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину ИЗ ВСЕГО, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).

Помните, ту же фразу «ИЗ ВСЕГО» мы встречали в словах Авраама и Иакова. Так что ничего не изменилось. Вот еще пример:

«И повелел он (царь Езекия) народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем…. нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и (союза «и» нет в оригинале, то есть в этом тексте перечисляются товары десятины) десятин ИЗ ВСЕГО нанесли множество» (2 Пар.31:4,5)

Посмотрите, мы тут видим продукты ремесла, ведь масло и мед – это не произведения земли, а продукт ремесла, то есть человеку нужно иметь определенные знания, технические приспособления и приложить труд, чтобы получить данный продукт. И далее опять встречаем знакомую уже нам фразу «десятин ИЗ ВСЕГО»

А вот фраза из Нового завета о десятине ИЗ ВСЕГО. Фарисей считал себя праведным, так как давал «десятую часть ИЗ ВСЕГО, что приобретал» (Лук.18:12)

А вот спорный текст, который иногда приводят сторонники аграрной десятины:

«Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Однако в оригинале написано, не “где у нас земледелие”, а стоят слова “где мы трудимся”. Здесь перевод был осуществлен не дословно, видимо переводчик учел аграрную направленность Израиля.

Десятина из наследства и подарков

На счет доходов, очевидно, что согласно Библии десятина возвращается из всего. Но есть вопросы на счет наследства и подарков…Тут спорно, так как в Библии прямых упоминаний на этот счет нет. Но давайте вспомним о принципе заповеди о десятине. По моему, суть десятины в возвращении Богу 10% от Его благословений. Вспомните слова Иакова «из всего, что Ты даруешь мне». А если речь о наследстве, то разве можно смерть родителя назвать благословением? Представьте, что в московской квартире жили мать и дочь – обе пенсионного возраста. Мать умерла, и дочь получила в наследство полквартиры. У нее огромная рыночная стоимость, то есть десятину за всю оставшуюся жизнь не выплатить. Такое наследство разве благословение? Такая десятина может превратиться в тяжкое бремя. Или возьмем подарок. Например, случай из жизни. Неверующий муж дарит верующей жене машину. Как ей вернуть десятину? Машину продать, вернуть десятину и купить другую машину подешевле? Но муж будет в гневе за такой поступок жены. Здесь нужна мудрость, которую надо просить у Бога. Если получили подарок, но не можете вернуть десятину, послужите Богу этим подарком… или как-то по другому. Бог не формалист. Вспомнимте слова Осии и Иисуса: «Я милости хочу, а не жертвы»

Теперь о второй и третьей десятине в Библии

Итак, в Библии отчетливо видна десятина - святыня, она называется "левитская".

Неем.10:38 При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник

Однако, Библия упоминает еще две десятины. Одна шла на Божьи праздники (см. Втор.14:22-26). Израильтянам нужно было три раза в год на Пасху, Пятидесятницу и в Кущи со всех уголков мира являться в храм. У храма (святилища, скинии), народ жил порой по несколько дней, а в праздник Кущей больше недели. Все это время люди должны были не чувствовать недостатка в еде, а радоваться и прославлять Творца. То есть, вторая десятина шла на дорогу к храму и обратно, которая порой была длинной и затратной, и непосредственно на празднование – пищу и питие – для себя и малоимущих единоверцев, пришедших на праздник.

Третья десятина упоминается как религиозно-социальная помощь. Каждый третий год Израильтяне должны были откладывать у себя в жилищах десятую часть урожая, чтобы затем малоимущие левиты, сироты, вдовы и даже иноземцы – странники, могли прийти в дом к Израильтянину и поесть и насытиться (см. Втор. 14:27-29; Втор.26:12).

В еврейской традиции вторая и третья десятины воспринимаются, как одна вторая десятина, которая имеет название «Маасер Шени». Такое понимание основано на том, что в самой Библии нет четкого названия у десятин «вторая» и «третья», а используется тоже самое слово десятина «маасер». Между тем, в Септуагинте (в древнем переводе Библии на греческий язык), десятина, посвященная нуждающимся, названа в Втор. 26:12 «второй десятиной». В иудаизме считается, что в шестилетнем цикле (напомним, что в 7-й год земля отдыхала и урожай не собирался), первый, второй, четвертый и пятый годы вторая десятина откладывалась на храмовые праздники, а в третий и шестой годы, вторая десятина откладывалась на помощь нуждающимся.

Подробно вторая и третья десятины не описаны в Библии. Более того, физически эти десятины сейчас исполнить как минимум сложно и даже невозможно. Вторую десятину исполнить нельзя, так как уже нет Божьего храма и соответственно храмовых праздников. А третью десятину непосредственно исполнить сложно, так как мало кто занимается сельским хозяйством и имеет возможность где-то хранить десятую часть урожая, чтобы затем из нее помогать пришедшим малоимущим.

Поэтому, если мы хотим возвращать Богу и тратить на благие цели столько, сколько уходило у Израильтян, то мы можем взять на себя обязательство помимо десятины-святыни, расходовать ещё десятую часть, или даже больше на служение в молитвенных домах, социальные и миссионерские цели.






Валерий Татаркин




 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете посмотреть список других вопросов и ответов по Библии
Что можно, а что нельзя делать в субботу? >> Существует ли Божественное предопределение судьбы >>
      Теги: Церковная десятина. Нужно ли христианину отдавать десятину? Комментарий к Библии