Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии


Облако тегов: Исцеление дочери женщины Хананеянки, толкование Библии





     

Исцеление дочери женщины Хананеянки сирофиникиянки Толкование Библии

  • ВОПРОС ОТ ЗЛАТЫ
    Мне не понятно, почему Иисус назвал собакой женщину, которая обратилась к нему за помощью?

 

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить историческую религиозную обстановку того времени и контекст повествования.

Эта история приводится в 15 главе Евангелия от Матфея с 21 по 28 тексты и, в краткой форме, в 7 главе Евангелия от Марка с 24 по 30 тексты.

Приведем этот рассказ из Евангелия от Матфея:

Матф.15:21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Чтобы понять контекст, важно посмотреть, о чем выше рассказывается в Евангелии. Как в Евангелие от Матфея, так и в Евангелие от Марка, выше этих событий повествуется о диспуте Иисуса с фарисеями и книжниками на счет религиозного осквернения.

Духовные лидеры упрекнули Иисуса в том, что Его ученики не поступают по религиозным традициям предков и не омывают рук после того, как пришли с торга (см. Марк.7:4). Речь тут не идет о гигиене, а о ритуальном омовении от возможного осквернения после общения с язычниками. Ведь на базаре ходит всякий люд, и скорее всего там есть язычники, поэтому правоверные евреи взяли за правило смывать с себя осквернение, совершая ритуальное омовение рук, именуемое «нетилат ядаим». Эта правило до сих пор есть в ортодоксальных еврейских общинах, где руки продолжают омывать после прикосновения к разной «скверне».

Теперь вспомним историю. Евреи после выхода из Египта, не полностью прогнали от себя языческие народы, и они стали для них религиозной сетью, как их и предостерегал Бог.

Исх.23:28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев… 32 не заключай союза ни с ними, ни с богами их; 33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

Израильтяне не послушали Бога и оставили часть этих народов среди себя, и те, постепенно, навязали им свою религию через дружбу, праздники, обряды… Так получилось, что евреи стали совмещать верование в Своего Бога и одновременно верили во множество богов окружающих их народов. Творец много раз предупреждал их через пророков о неминуемой беде. Но те не слушались.

В итоге, сначала, 10 колен из 12 были рассеяны в Ассирийском плену, а потом и оставшиеся 2 колена попали в Вавилонский плен. Выйдя из плена, евреи осознали, что источником их бед было тесное общение с язычниками, через которое в их народ попало много греха и разврата. И они решили себя изолировать от язычников. Со временем это стремление отгородится от “грязных” язычников выросло в религиозное отвращение и даже ненависть. В частности, поэтому, в народе сформировалась традиция религиозного омовения рук после посещения многолюдных мест, где могли присутствовать язычники. Иисус противостал этой традиции, пояснив, что оскверняет верующего человека не то, что входит внутрь от неомытых рук, а то, что исходит из сердца. То есть, прикосновение к язычниками и общение с ними не оскверняет еврея!

Запрет на общение с язычниками хорошо виден также в истории с Самарянкой у колодца, где она прямо говорит, что Иудеи не общаются с Самарянами. То есть, запрет касался даже Самарян, хотя они были не совсем язычники, так как по-своему верили в Бога Израильтян.

Неприязнь евреев к язычникам хорошо видна в книге Деяний апостолов. Первым христианам из иудеев было сложно начать проповедовать язычникам, ведь привитая им религиозная нетерпимость очень долго искоренялась из их голов. Красиво описан этот въевшийся стереотип, в истории с Петром из 2 главы послания к Галатам, когда он сторонился христиан из язычников.

Поругал или похвалил Иисус женщину Хананеянку сирофиникиянку?

Вернемся к женщине Хананеянке. В Евангелие от Марка она прямо названа язычницей сирофиникиянкой (Марк.7:26). И конечно ученики Христа были недовольны, что она идет за ними. Они сами прогнать её не могли, так как она взывала напрямую к их учителю Иисусу. Поэтому они просили Иисуса отказать ей в просьбе, чтобы она прекратила их преследование.

И вот тут начинаются тексты, на которые с болью смотрят некоторые христиане. Неужели Иисус настолько груб? Неужели Христос равнодушен к человеческой боли? Конечно, нет! Наоборот! Иисус этой историей как раз показал, что для Господа дорог каждый человек, даже если этот человек из другого народа и имеет другую религию. Не случайно это повествование идет сразу за историей о нечистоте, связанной с общением с язычниками.

Иисус показал, что язычник также дорог Богу и может получить помощь от Него!

Стоит отметить, что та женщина хоть и была язычницей, но уже начала верить в Бога Израилева. Посмотрите внимательно на текст: она называет Иисуса «Сыном Давидовым». Это термин из Священного Писания, который употребляли исключительно Иудеи. Она просит о помиловании, что также относится к верованию Израильтян, которые болезни считали воздаянием от Бога за совершенные грехи (см. Иоан.9:2). Обратите внимание, что женщина верит в бесов — демонов, которые являются слугами сатаны – противника Бога в еврейской религии.

И главное, посмотрите на похвалу Христа:

Матф.15:28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя

Иисус похвалил её веру! Веру в кого? Неужели в языческое божество, раз она была язычницей? Нет! Речь идет о вере в Бога Израилева, посланника от которого она увидела в Иисусе!

Кстати, напомню, что также за веру, Иисус хвалил язычника римского сотника: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Матф.8:10).

Похвала веры женщины Хананеянки и исполнение её просьбы, должны были стать хорошим уроком ученикам Христа, которые были также «поражены» отравой неприязни к язычникам.

Что касается грубых слов Иисуса. Конечно, Христос не хотел оскорбить женщину, он лишь желал продемонстрировать ученикам её твердую веру. Иисус сердцевидец и знал, что эта Хананеянка не развернется и не уйдет, а продолжит свои прошения, имея крепкую веру и желание спасти дочь. Вспомните историю из Ветхого завета о вдове из Сарепты Сидонской, к которой был послан Илия. Бог знал, что эта женщина из языческой страны Сидона не прогонит пророка Божьего (кстати, об этой же стране речь идет в исследуемом нами отрывке).

То есть, Иисус знал, что женщина Хананеянка не отстанет, и Он сможет продемонстрировать её веру ученикам, и затем показать любовь Божью по отношению к язычникам, исцелив беснующуюся девочку.

А что касается слова «пес», то это было не ругательство, а скорее указание на "низшее" положение, в том числе религиозное. Собака – это нечистое животное (см. Лев. 11 гл.). В законе Божьем псам повелено было скармливать нечистую пищу, в противопоставление святому народу Израилеву:

Исх.22:31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.

Есть и другое, более приближенное к тексту, толкование. В оригинале употреблено слово κυνάριον, которое имеет перевод: песик, щенок, маленькая собачка. При этом, в Евангелие от Марка Иисус говорит важные слова:

"Дай ПРЕЖДЕ насытиться детям (Мар.7:27)

То есть Иисус не отказал той женщине, а указал на приоритеты: дай прежде, означает подожди. Действительно, Бог в Торе указывал на приоритет благословения Своему народу, с которым Он заключил завет. Народ завета первичен для Господа. Об этом же говорил Иисус, когда посылал учеников проповедовать, ицелять и бесов изгонять:

"На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Матф.10:5,6)"

И мы видим, что женщина это понимала. Иисус пояснил ей Свои слова иллюстрацией с собачкой. Принято и логично, что сначала кормят детей. А остатки еды после обеда отдают домашним животным, включая собак.

Однако женщина, обыграла эту иллюстрацию в свою пользу. Она сказала, что и во время еды, параллально с детьми, собачки тоже могут есть, если еда со стола упадет на пол: Но и псы под столом едят крохи у детей (Мар.7:28). Иисусу понравилась как вера женщины, так её смирение и находчивость.

Подумайте! Что было бы, если бы Иисус прошёл мимо вопиющей к Нему женщины Хананеянки? Сложно себе представить, какой вывод бы сделали из этого последователи Христа.

А что было бы, если бы Иисус сразу помог той женщине? Тогда бы ученики не вынесли весь важный урок. Но Иисус, говоря те слова о детях и псах, как бы демонстрировал этим распространенное еврейское мышление. Думаю, слушающие Его ученики поддерживали отказ, данный Иисусом, считая Хананеев недостойными помощи от Бога. Но Иисус, получив заверение в вере от женщины, резко поменял Свою позицию: возвестил об исцелении дочери и похвалил Хананеянку: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Матф.15:28)

Смог бы Иисус обратить внимание людей на ВЕЛИКУЮ веру Хананеянки, если бы исцелил её дочь после первой же просьбы? Нет!

Христос этой ситуацией продемонстрировал веру и смирение «нечистой», по мнению евреев Хананеянки, показав ученикам, что не только иудеи ценны для Бога. Иисус продемонстрировал людям характер Господа – человеколюбивый и многомилостливый.

Деян.10:35 во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

Эту иллюстрацию можно применить и к сегодняшним межрелигиозным взаимоотношениям. В ряде христианских конфессий духовные лидеры учат своих прихожан, что только их вера правильная и чистая, а верующие из других церквей не получат от Бога спасения. По их мнению, другие христиане не достойны похвалы от Бога, так как веруют не так как они. Духовные лидеры таких конфессий испытывают религиозную нетерпимость ко всем инако верующим, и закрывают глаза на явные дела веры в других церквях, на миссионерские подвиги чужих прихожан, на их жертву во имя Иисуса, включая и то, что люди из других конфессий отдают свою жизнь за Господа.

Ряд религиозных деятелей стараются не замечать проявления любви к Богу и людям со стороны христиан из других церквей. В их глазах, все верующие, которые не из их церкви, не угодны Господу. Также думали фарисеи и книжники, ненавидя Самарян, которые по иному верили в их Бога, и презирали Хананев за другую веру. Но Иисус показал, что и среди Самарян и среди Хананеев есть люди, имеющие веру в Бога, и они достойны похвалы, порой даже больше, чем те, кто себя считает ближе к Господу.



Валерий Татаркин




 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете посмотреть список других вопросов и ответов по Библии
Кто автор Библии. Канонизация >> Толкование на притчи Иисуса Христа >>
      Теги: Исцеление дочери женщины Хананеянки - Толкование Библии