|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Небесное святилище. Есть ли небесный храм (скиния)?
|
Небесное святилище. Есть ли небесный храм (скиния)?
Сегодня в некоторых христианских церквях отрицают существование небесного святилища (синонимы слова «святилище» – храм, скиния), считая что Иисус после Голгофы и Воскрешения вошел на небо в Свою славу. То есть небесного храма, и служения в нем не существует.
Так ли это? Давайте вместе посмотрим на тексты Библии. Напомню, что при изучении Библии важно искать в ней не подтверждения своей богословской позиции, а читать то, чему Библия учит. Сегодня часто верующие люди, имея свое устоявшееся мнение, в том числе основанное на многовековой традиции, в Библии стараются находить подтверждение их позиции и мнения их духовных авторитетов. И тогда на некоторые тексты Библии им приходится закрывать глаза, либо искать в них какой-то нереальный символизм, некую духовность, чтобы не была поставлена под сомнение их устоявшаяся богословская позиция. Но многие тексты сложно толковать иначе, чем в них прямо написано. Давайте разберем тексты Библии, где прямо описано небесное святилище и служение в нем Первосвященника Иисуса.
Небесное святилище (небесный храм) в Ветхом Завете
Давайте сначала посмотрим где в Ветхом Завете упоминается небесное святилище. Внимание! Сначала обратим внимание на важный момент! Нужно понимать, что для нас — земных созданий — Бог описывает Себя понятными нам образами. Бог общается с нами, используя знакомые нам слова и понятия. Например, говорит, что у него есть глаза, руки, спина… Бог говорит, что Он наш Отец и Супруг… У людей во время написания Библии главенствовали цари с престолами, поэтому Бог говорит, что Он царь царей на небесном престоле (троне). У людей религия связана со священниками и храмом, поэтому Господь говорит, что Он Первосвященник в лучшем небесном храме. Именно поэтому Господь Свое обиталище на небе называет и храмом и престолом одновременно. Образ небесного храма и трона людям должен показать, что Творец на небе одновременно и Царь, то есть правитель во всех аспектах бытия, и Бог, то есть правитель в религиозной сфере. Итак, смотрим тексты. Пс.10:4 Господь во СВЯТОМ ХРАМЕ Своем, Господь, — ПРЕСТОЛ ЕГО НА НЕБЕСАХ (Внимание: здесь мы видим одновременно храм небесный с престолом) Пс.102:19 Господь на небесах поставил престол Свой Ис.57:15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и (в оригинале нет союза «и») во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом Ис.63:15 Призри с небес и посмотри из жилища святыни (в оригинале — святилища) Твоей… Ис.66:1 Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих. Дан.3:53 Благословен Ты в храме святой славы Твоей… 55 Благословен Ты на престоле славы царства Твоего… 56 Благословен Ты на тверди небесной…
В книге Даниила описан суд над малым рогом. Дан.7:9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Кто такой Ветхий днями в Дан.7:9? Если это Бог (так считает большинство богословов), то может ли Он сесть в земном храме на ПРЕСТОЛ и с судьями на ПРЕСТОЛАХ судить малый рог? Где на земле могут стоять ПРЕСТОЛЫ для Бога и Его судей? Да еще и как пламя огня и пылающий огонь?.. Разумеется тут речь о небесном престоле и небесном Суде.
Небесное святилище (небесный храм, небесная скиния) в Новом Завете
Откр.11:19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. Откр.14:17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе Откр.15:5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе Откр.16:17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и ИЗ ХРАМА НЕБЕСНОГО ОТ ПРЕСТОЛА (Внимание: здесь вновь одновременно храм небесный с престолом) Все эти тексты доказывают, что на небе есть храм. Мы не знаем, как точно выглядит небесное святилище и какую площадь занимает. Этого не описано в Библии и не нужно мудрствовать на этот счет, вторгаясь в то, чего не видел. Но факт остается фактом – небесный храм неоднократно упоминается и даже частично описывается в Священном Писании. И конечно совсем не обязательно небесный храм должен быть один в один с земным храмом. Мы помним, что земные храмы отличались. Так скиния в пустыне была меньше по размеру и скромнее обставлена. В храме Соломона уже было во дворе медное море, в святом отделении 10 столов предложения, а к двум херувимам во святое святых добавлены еще два. Бог Иезекилю в видении описывал храм, отличающийся от скинии и храма Соломона. В реальности после выхода из Вавилонского плена иудеями был построен храм, отличный от скинии, храма Соломона и пророчества Иезекиля. Царь Ирод потом достраивал этот храм, поэтому он известен как храм Ирода. Но едиными в храмах были: жертвенник для жертвоприношений животных, светильник-семисвечник, жертвенник курений, стол с хлебами предложения и святое-святых с законом Божьим. То есть мы должны понимать, что храмы это не клоны – не копии друг друга. Поэтому Божий храм на небе может отличатся от земных своих проекций. Но важное в нем остается. Мы видим в книге Откровения в небесном святилище жертвенный Агнец - Иисус (Откр.5:6), описан семисвечник (Откр.1:12), жертвенник курений (Откр.8:3) и ковчег с заповедями Божьими (Откр.11:19).
Очень много текстов о небесной скинии (небесном святилище, небесном храме) в послании к Евреям
Теперь отдельно остановимся на послании к Евреям. Подробно мы изучить его не будем, но постараемся остановиться на важных аспектах, касаемых скинии и Первосвященника. Начнем с того, что нужно понять, кто и кому написал это послание? Авторство Павла не считается доказанным, ведь здесь отсутствует вступление, где Павел представляется во всех своих остальных посланиях, а также не указан автор и в конце. Также тут не указан адресат, то есть не понятно какой общине адресовано это послание. Так что, скорее всего это послание можно считать соборным, то есть адресованным ко всем христианам. Само название к Евреям, тоже не совсем верно. Посланием к Евреям данный текст начал называть Тертулиан в конце второго начале третьего века, видимо по аналогии с остальными посланиями Павла, так как в тексте много говорилось о ветхозаветном храме и служении в нем. Я об этом писал в своей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”. В целом нельзя утверждать, что послание к Евреям обращено только к христианам еврейского происхождения. Следуя этой логике, послание «К Римлянам» обращено только к христианам из Рима, «К Коринфянам» – только к коринфским христианам и т.д. Кроме этого, тогда получается, что не только наставления, но и все данные в посланиях обетования относятся лишь к тем, к кому обращены. В случае с посланием «К Евреям», выходит, что обещание Бога людям нового сердца и принятие их в Свой народ при заключении с ними Нового Завета взамен Ветхого, относится только к христианам евреям: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10, Евр. 10:16,17). Конечно, этого быть не может.
Итак, кто и к кому написал это послание не известно. Видно только что обращено послание ко всем христианам, так как все оно пронизано вестью о Христе. Что мы видим из этого послания? Автора послания я буду все же называть Павлом, так как богословы видят много общих черт в стилистике этого послания с посланиями Павла. Итак, Павел хвалит или критикует христиан в этом послании? Он критикует их, но и пытается приободрить, чтобы дать им надежду и помочь сохранить свою веру, не уходить от Бога и не унывать. Видимо христиане устали ждать Христа. «Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). Как мы читаем в Новом Завете, в первом веке было распространено ожидание скорого возвращения Иисуса (см. 1Пет.4:7, 1Кор.7:29, Откр.1:3, Откр.22:12). Есть также мнение, что христиане были расстроены разрушением храма, так как у многих христиан из иудеев и христиан из язычников все равно оставалось глубокое уважение к храму, построенному по Божьему повелению и о котором так много говорилось в Священном Писании. Возможно сказались гонения… А скорее всего, все вместе.
Давайте кратко вспомним содержание послания к Евреям, где много внимания уделяется небесному святилищу (небесной скинии) и служению в нем Иисуса
В 1-й главе Павел говорит, что Иисус это Творец, Сын Бога и Бог! Во 2-й Павел рассказывает, что Иисус умер за всех, был возвышен Богом и стал милостивым Первосвященником. В 3 и 4 главах Павел предупреждает христиан не отступить, как отступили многие Евреи, которых Бог вывел из Египта. Многие из-за отступничества пали в пустыне, не войдя в обетованную землю. Евр.3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго… 13 чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. 15 … не ожесточите сердец ваших, как во время ропота (в пустыне). Евр.4:1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. В 5-й главе Павел прямо говорит, что христиане, к которым он обращается, находятся в плохом духовном состоянии. Евр.5:11 О сем надлежало бы нам говорить много (речь о Христе как Первосвященнике); но трудно истолковать, потому ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИСЬ НЕСПОСОБНЫ СЛУШАТЬ. 12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть УЧИТЕЛЯМИ; НО ВАС СНОВА НУЖНО УЧИТЬ ПЕРВЫМ НАЧАЛАМ слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. И тут же Павел пытается ободрить христиан, чтобы они набрались терпения и ждали, осознавая, что все в порядке, что Иисус занят сейчас Первосвященнической работой, и что у верующих в Новом Завете много преимуществ. С 5 по 10 главы Павел сравнивает небесную скинию и служение в ней Иисуса Первосвященником, с земной скинией и земным священством. Далее в 11 главе апостол вспоминает героев веры, что им тоже было тяжело, но они благодаря вере проходили через испытания и получали чудеса от Бога. Павел призывает всегда помнить об этом и “не оставлять собрания”, то есть церкви (Евр.10.25), но бороться со своими грехами с Божьей помощью. В конце, т.е. в 12 и 13 главах Павел призывает христиан не грешить и дает практические советы.
Все послание к Евреям в рамках одной статьи мы разбирать, конечно, не сможем. Поэтому мы отметим только важные моменты. Итак Начнем с 5-го текста 5-й главы посл. Евреям Евр.5:5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Здесь видно, что:
Пс.2:7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Пс.109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Особенно обратите внимание на пророчество об Иисусе как Мелхеседеке. Павел заостряет внимание, что это пророчество из Пс. 109 о священнике по чину Мелхеседека относилось к Иисусу: “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс.109:4). В Евреях 5:6,10; 6:20 и 7:11,17,21 Иисус сравнивается с Мелхеседеком и там неоднократно цитируется это пророчество. Павел хочет доказать читателям, что иметь Первосвященника Иисуса по чину Мелхеседека гораздо лучше, чем было ранее иметь земных священников и Первосвященников из Левитов. Павел в своем послании перечисляет преимущества Первосвященника Иисуса по чину Мелхеcедека по отношению к земному священнику из колена Левина. Напомню, что согласно закону Моисея, священники были исключительно из колена Левия (одного из 12-ти сынов Израиля-Иакова). Я буду приводить тексты не полностью, а выделяя главную мысль, как бы отряхивая листву с дерева, чтобы лучше виден был ствол, то есть основная мысль.
Преимущества ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ИИСУСА перед земными священникамиВечный: Евр.7:2,23,24 “(Иисус) пребывает священником навсегда. … Тех священников было много..; а Сей, …имеет …священство непреходящее” Велик: Евр.7:4,9 (см. также Евр. 10:21) “Видите, как велик тот, которому и Авраам… дал десятину… Сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал (Ему) десятину” (Иисус больше чем Левий, так как Левий в лице Авраама дал десятину Мелхеседеку, т.е. Иисусу) Ближе к Богу: Евр.7:6,7 “Сей (Иисус в лице Мелхеседека)… благословил имевшего обетования (Авраама) … меньший благословляется большим. Совершеннее: Евр.7:11 “Если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, … то какая бы еще нужда была восставать иному священнику (Иисусу)” Превыше основание священства: Евр.7:15,16 “Восстает Священник иной (Иисус), … не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей” (Иисус поставлен на служение не на основании закона, а прямо непосредственно Богом) Дает людям лучшую надежду: Евр.7:19 (см. также Евр. 8:6, Евр.10:17-22) “Закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу” Имеет клятву от Бога: Евр.7:21 “Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою” (речь о клятве в Пс. 109:4) Гарант лучшего (нового) завета (договора): Евр.7:22 (см. также Евр. 8:6,7,13; Евр. 9:15; Евр. 10:29) “Лучшего завета поручителем соделался Иисус” Святой: Евр.7:26,28 “(Иисус) святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес… Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово (Бога) … Сына, на веки совершенного” Несет эффективное священическое служение: Евр.7:27 (см. также Евр.8:6, Евр. 10:11,12) “Не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы.., ибо Он совершил это однажды” Сострадающий: Евр.4:15,16 (см. также Евр. 10:19) “Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших… Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость” Пришел с лучшей скинией: Евр.9:11 (см. также Евр. 8:1,2; Евр.9:8,12,24) “Христос, Первосвященник… придя с большею и совершеннейшею скиниею” Принес лучшую жертву: Евр.7:9,11,14 (см. также Евр. 10:1,10-14) “Жертвы (животных), не могущие сделать в совести совершенным приносящего… Но Христос, Первосвященник… придя с … со Своею Кровию… Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел”
Мы сравнивали священников. Теперь давайте сравним небесную и земную ветхозаветную скинии (храмы, святилища)В послании к Евреям небесная скиния (святилище) прямо упоминается неоднократно, и много раз на нее дается ссылка. Вот некоторые прямые тексты: Евр.8:2 и [есть] священнодействователь СВЯТИЛИЩА И СКИНИИ ИСТИННОЙ, которую воздвиг Господь, а не человек. Евр.9:8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во СВЯТИЛИЩЕ (небесное), доколе стоит прежняя (земная) скиния. Евр.9:11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и СО-ВЕРШЕННЕЙШЕЮ СКИНИЕЮ, нерукотворенною, то есть не такового устроения Евр.9:12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел ВО СВЯТИЛИЩЕ и приобрел вечное искупление.
Давайте теперь перечислим преимущества небесной скинии перед ветхозаветной земнойЕвр.9:1 … первый (ВЕТХИЙ) завет имел … святилище земное… 11 Но Христос, Первосвященник (4) будущих благ, придя с большею (1) и совершеннейшею (2) СКИНИЕЮ, нерукотворенною (3) 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию (5) … 14 … кольми паче Кровь Христа … очистит совесть нашу (6) … 15 И потому Он есть ходатай нового завета (7)
Итак, по сравнению с земной ветхозаветной скинией небесное святилище:
Как Вы считаете, Иисус умер за грехи людей Нового завета? А за грехи людей Ветхого завета умирали жертвенные животные? Библия четко утверждает, что Иисус умер и за преступления, сделанные в Ветхом завете. Евр.9.15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете… А значит, Небесное святилище – это единственное истинное святилище, а земное, хоть и было реальным, но лишь указывало на будущего истинного Агнца и Первосвященника, Который Своею Кровью будет ходатайствовать за преступления людей.
Давайте на последок посмотри на чем сам автор послания акцентирует внимание, то есть что он считает важным и главным.
Евр.8:1 ГЛАВНОЕ же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника (2), Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и [есть] священнодействователь(3) святилища и скинии(1) истинной (5), которую воздвиг Господь(4), а не человек. Итак, апостол Павел называл ГЛАВНЫМ следующее:
Таким образом, Павел успокаивал христиан и желал им дать надежду, объяснить им, что Новый завет, Новый первосвященник, Новая жертва, Новая скиния, Новое обетование лучше прежних. Мы теперь ближе к Богу. А значит нужно держаться за эту надежду и не унывать и не отступать, хоть иногда и тяжело.
Как мы видели, в многочисленных представленных выше текстах, не идет сопоставление служения в ветхозаветном храме по сравнению с современными земными храмами (церквями). Мы видим сличение именно небесного храма и служения в нем первосвященника Иисуса по сравнению с ветхозаветными реалиями. К сожалению, многие пытаются истину о реальном небесном святилище свести к духовным текстам. Мол, храма на небе нет и, соответственно, ничего в нем не происходит, а это просто духовные образы… Наличие святилища не небе не укладывается в богословие многих церквей, у которых большое внимание уделяется служению в земных храмах. Ведь если сейчас Иисус служит Первосвященником в истинном небесном святилище, которое стало заменой временному земному храму, то угодны ли Богу сегодня многочисленные религиозные обряды, проводимые ежедневно в земных храмах (церквях)? Наверное, поэтому, многие пытаются убедить, что нет небесного храма, а это лишь какие-то непонятные пока духовные символы и образы… Однако храм небесный в Библии прямо описан неоднократно. Причем не только в книге Откровение, которую некоторые воспринимают сугубо как книгу образов и символов, не имеющую никакой реальности. Мы видели многочисленные тексты Ветхого Завета о небесном храме. А в Новом Завете послание к Евреям практически полностью посвящено небесному святилищу.
Валерий Татаркин
|