|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Давать ли взаймы, прощать ли долги. Как учит Библия? Комментарий Библии
|
Давать ли взаймы, прощать ли долги согласно учению Библии?
Сначала определимся с терминами. Нужно различать безвозмездную помощь людям (как её сегодня иногда называют – социальную поддержку) и предоставление денег (имущества) взаймы. Это два разных вопроса. Библия призывает оказывать безвозмездную помощь социально незащищенным слоям населения. Об этом будет подготовлена отдельная статья. Здесь же мы поговорим именно о предоставлении денег или имущества в долг. Сегодня бытует мнение, что христиане чуть ли не обязаны давать взаймы и не требовать возврата долга обратно. В доказательство приводится цитата Иисуса Христа: Лук.6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад Действительно, на первый взгляд, здесь Иисус учит давать в долг и не требовать назад. Но давайте присмотримся к тексту и тогда мы убедимся, что не всё так однозначно. Чтобы правильно понимать учение Библии, нужно учитывать обязательно контекст, то есть окружающий текст, несущий общую мысль повествования. Текст Лук. 6:30 является частью краткого пересказа Евангелистом Лукой Нагорной проповеди Иисуса Христа. Подробно Нагорная проповедь Иисуса изложена в Евангелие от Матфея с 5 по 7 главы. Основной темой Нагорной проповеди является правильное понимание и исполнение людьми Божьего закона (Торы – первых 5-ти книг Библии). Комментарий на Нагорную проповедь о законе читайте по ссылке То есть, говоря о долге “давай” и “не требуй”, Иисус комментирует заповеди Торы, а не даёт абсолютно новые заповеди. Если же мы будем воспринимать слова Иисуса БУКВАЛЬНО, отрывая их из исторического и религиозного контекста, то получится совсем удручающая картина. Тогда мы должны признать, что нужно давать ВСЁ, что угодно любому человеку БЕЗВОЗМЕЗДНО, чтобы он у тебя не попросил, ведь Христос сказал: “ВСЯКОМУ, просящему у тебя, давай, и … не требуй назад” (Лук.6:30) Например, Вы едите в машине, встали на светофоре, подходит к Вам человек и просит дать ему взаймы (возможно, без отдачи) машину. Если понимать слова Иисуса буквально, то Вы обязаны это сделать. Или приходит к Вам в дом бродяга, и просит дать взаймы Вашу квартиру (возможно, не собираясь отдавать). Желая соблюсти наказ Иисуса, Вы должны с семьей съехать из своего жилища, предоставив его просящему. Ну и банальный пример: подходит к Вам малознакомый человек, знающий, что Вы христиан, и просит дать ему взаймы 1000 долларов, понимая, что Вы обратно деньги требовать не будете. Неужели такие ситуации имел в виду Иисус, говоря вышеуказанную фразу в Лук.6:30? Конечно, нет. Как было сказано выше, Христос комментировал заповеди Торы о предоставлении займа. Давайте посмотрим, чему учит Библия относительно предоставления займа, кому и как предоставлять долг? Тексты Библии о предоставлении займа и возврате долгаВо-первых, сразу прочитаем тексты Библии, из которых очевидна ответственность за взятые в долг деньги и имущество: Исх.22:14 Если кто ЗАЙМЕТ у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то ДОЛЖЕН ЗАПЛАТИТЬ. Пс.36:21 НЕЧЕСТИВЫЙ берет ВЗАЙМЫ и НЕ ОТДАЕТ То есть, Библия никогда не учила безответственности по отношению к взятому взаймы. Тот, кто взял, должен отдать. А тот, кто дал, тот может просить возврата долга. Теперь давайте обратим внимание на тех, кто берёт взаймы. Втор.15:7 Если же будет у тебя НИЩИЙ кто-либо из братьев твоих, … то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред НИЩИМ братом твоим, 8 но открой ему руку твою и дай ему ВЗАЙМЫ, смотря по его нужде, в чем он нуждается Исх.22:25 Если дашь деньги взаймы БЕДНОМУ из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него РОСТА. Лев.25:35 Если брат твой ОБЕДНЕЕТ и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; … 37 серебра твоего не отдавай ЕМУ В РОСТ и хлеба твоего не отдавай ЕМУ для [получения] ПРИБЫЛИ. Из приведенных выше текстов, четко видно, что Господь призывает давать ВЗАЙМЫ НИЩИМ И БЕДНЫМ, при этом, не накладывая роста, то есть без процентов и прибыли. Таким образом, представитель Божьего народа, согласно закона Божьего, давая в долг нуждающемуся, рассчитывал на получение обратно данного в заём имущества или денег, но без прибыли. Можно ли давать взаймы под проценты богатому или на бизнес, согласно учению Библии?Некоторые христиане предполагают, что верующие братья совсем не могут брать проценты по займам друг с друга, даже если заём был взят не бедным человеком, а зажиточным предпринимателем на его очередной бизнес проект. В таких случаях вспоминается следующие тексты Библии: Втор.23:19 Не ОТДАВАЙ В РОСТ брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; 20 ИНОЗЕМЦУ ОТДАВАЙ В РОСТ, а брату твоему не отдавай в рост Однако, данный текст, нужно понимать в свете изложенных выше Исх.22:25, Лев.25:35, Втор.15:7,8. В книге Второзаконие Моисей не только давал новые заповеди от Господа, но обобщал и повторял сказанные ранее наставления от Бога. В текстах Исх.22:25, Лев.25:35, Втор.15:7,8 четко видна социальная, то есть милосердная направленность долга. Беспроцентный заём давался для помощи нуждающимся. Даже простой логики достаточно, чтобы различить цели займа. Один человек беден и занимает, чтобы не умереть с голоду, или не потерять жилье. А другой человек относительно богат и занимает, чтобы стать еще богаче или приобрести себе дорогостоящее имущество, без которого он мог вполне обойтись. Неужели оба эти займа одинаковы? Неужели и с того и с другого заёмщика не нужно брать проценты? Любой грамотный человек понимает, что инфляция обесценивает данные взаймы деньги. Сегодня Вы отдали 100 долларов, на которые можно купить определенное количество товара. Но спустя время, эти 100 долларов обесцениваются, то есть на них можно купить меньше того же самого товара. Одно дело, когда займодавец, теряя деньги из-за инфляции, помогает беспроцентным займом нуждающемуся. И совсем другое дело, когда займодавец, давая в долг без процентов, становится беднее из-за инфляции, помогая другому богатому человеку стать ещё богаче. Одно дело, когда человек, тратя свои деньги, спасет несчастных от голода или потери жилища. И совсем другое дело, когда человек, тратя свои деньги, помогает богатому купить себе очередную роскошную машину, чтобы та стояла в гараже, или очередное жилье для того, чтобы потом хозяин сдавал его в аренду. Евреи прекрасно осознают эту разницу. Поэтому, они четко понимают различие между беспроцентными займами для помощи нуждающимся и коммерческими ссудами. Раввины учат евреев давать заём нуждающимся евреям без процентов. Когда же речь идет о банковском вкладе или о коммерческом кредите, то проценты возможны. Тогда евреи с евреями заключают специальный договор о совместном предприятии, суть которого в разделе между участниками прибылей и убытков. Правило называется «иска», а специальный договор о партнерстве «этер-иска», «партнерство» на иврите – «шутафут». В рамках этого «совместного предприятия», рядовой клиент банка будет считаться «младшим партнером». Прощение долгов и беспроцентных займов в БиблииЧто касается прощения долгов, то в законе Божьем предусмотрено специально правило – прощение долга на 7-й год. И опять же, исходя из логики и контекста, это касается займа, данного нищему и бедному человеку, которому средства были жизненно необходимы. Втор. 15:1 В седьмой год делай прощение. 2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. 3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. 4 Разве только не будет у тебя НИЩЕГО: ибо благословит тебя Господь. Также и к залогам, Господь дал определенные правила. В частности, нельзя унижать человека, заходя к нему в дом за залогом. А если залог важен для жизни человека, то такой залог нужно оперативно вернуть. Втор.24:10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь ВЗАЙМЫ, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него ЗАЛОГ, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек БЕДНЫЙ, то ты не ложись спать, ИМЕЯ ЗАЛОГ ЕГО: 13 ВОЗВРАТИ ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя. Многие евреи, к сожалению, нарушали заповеди Божьи, в том числе и касаемые предоставления займа нуждающимся, прощения им долга и удержания залога. Посмотрите, как Священное Писание обличает этих людей. Неемия констатирует факт, что зажиточные представители его народа давали взаймы нуждающимся братьям под проценты и брали в залог их имущество, необходимое для жизни. Неемия призывает вернуть залог и проценты. Неем.5:10 И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заем и серебро и хлеб: ОСТАВИМ ИМ долг сей. 11 ВОЗВРАТИТЕ ИМ ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и РОСТ с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их (см. также Ис.24:2, Иер.15:10, Иез.18:8,13) То есть, когда Иисус призывал прощать долги и не рассчитывать на возврат займа, Он имел в виду, что нужно быть готовым простить долг на 7-й год нуждающемуся брату/сестре, если тот не сможет его вернуть. Прочитайте внимательно, чем заканчиваются слова Иисуса о прощении долга, которые идут ниже стиха Лук.6:30, с которого мы начинали исследование этой темы: Лук.6:34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 36 Итак, БУДЬТЕ МИЛОСЕРДЫ, как и Отец ваш милосерд. В выводе Иисус говорит именно о МИЛОСЕРДИИ, то есть о необходимости помощи нуждающемуся и соучастии в его беде. Явно, милосердие не касается прощения долга человеку, который не хочет работать (лентяй), или не хочет жить по средствам, покупая дорогую машину, которая явно ему не по карману. Прощая долги такому человеку, Вы не проявляете милосердие, а потворствуете его лени и способствуете тому, чтобы он и далее жил безответственной безалаберной жизнью. В законе Божьем, который и комментирует здесь Иисус, прямо написано, что дающий в долг нуждающемуся, должен быть готов не получить его назад, когда наступит 7-й год: Втор.15:7 Если же будет у тебя НИЩИЙ кто-либо из братьев твоих, … 8 … открой ему руку твою и дай ему взаймы… 9 берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год ПРОЩЕНИЯ«, и чтоб [от того] глаз твой не сделался немилостив к НИЩЕМУ брату твоему, и ты не отказал ему. Почему в Библии иноземцам разрешено давать заём (в долг) под проценты?Выше мы прочитали, что иноземцам Бог разрешает давать средства взаймы под проценты (Втор.23:19,20) и требовать с них возврата долга, не распространяя на них 7-й год прощения (Втор.17:3). На первый взгляд, кажется, что тут дискриминация по национальному признаку. Чтобы понять суть этих заповедей, нужно учитывать контекст повествования, то есть историческую и религиозную ситуацию. Нужно понимать, что иноземцами тут именуются жители соседних языческих стран. Все они были язычниками, а также потенциальными или реальными врагами Израильтянам. Посмотрите, как много войн с окружающими Израиль народами описано в Библии. Бог является Отцом, как евреев, так и всех людей. Однако, евреи (в число которых входили люди всех национальностей, см. Исх.12:38, читай тут), выбрали путь с Господом, они признали Его их Творцом и пообещали выполнять Его волю в своей жизни. Безусловно — это отразилось на их жизни. Сначала — после заключения с Господом завета на горе Синай — они были порядочны (если так можно выразиться), так как старались исполнять Божьи заповеди, основанные на любви. И они были в большом благословении — вспомните, что во времена Соломона, серебро не считалось за драгоценный металл. Окружающие же их народы, мало того, что не признавали Господа Богом, они зачастую вели безнравственный и крайне аморальный образ жизни, включая беспричинные убийства людей и жертвоприношения своих детей. Более того, зачастую, они были врагами Израилю, пытаясь притеснять Божий народ. Поэтому, естественно, в глазах евреев была четкая разница между ними — Божьим народом и язычниками. В заповеди про заём денег под проценты иноземцам/язычникам, как раз и указывается на эту разницу. С Божьего народа еврей не мог взять проценты, давая в долг даже незнакомому нуждающемуся человеку, так как это его брат/сестра по вере в истинного единственного Бога, который и дает эти материальные благословения. А коммерция в отношении других, зачастую «нехороших» людей из языческих народов, — возможна. Тем более, что эти люди тоже часто делали коммерцию на взятых в долг деньгах. Поручительство в Библии в рамках займа (кредита)Бывает, люди не просят непосредственно заём, но предлагают стать их поручителем в банке, где они берут кредит. Нужно понимать, что в случае невозврата заемщиками денег банку, кредитная организация возложит их долг на вас (поручителей). Помощь неимущим, которой учит Библия, не означает, что вы должны становится поручителем в банке, если ваш знакомый решил расширить жилплощадь. Библия учит, что поручающийся за другого, мягко сказать, не мудр. Прит.11:15 Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Прит.17:18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего (см. также Прит. 6:1,2; 22:26; 27:13) Вывод о предоставлении займа и прощении долговБиблия гласит: Пс.111:5 Добрый человек МИЛУЕТ и взаймы дает То есть, Библия учит давать в долг. Однако, нужно понимать, что тут Библия призывает быть МИЛОСЕРДНЫМ (обратите внимание на слово «МИЛУЕТ»). Также верующий должны быть разумным. Поэтому нельзя давать в долг, например, на алкоголь — читайте об этом здесь. Не стоит также давать в долг человеку безответственному, легкомысленному, который уже имеет славу, как не отдающий долги, или Вам лично заём не отдавал. Нужно понимать, что Бог, устанавливая повеление давать в долг, имел ввиду помощь тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Кому этот долг действительно крайне необходим. Такой долг и простить не жалко, ведь Вы реально помогли человеку — сделали хорошее дело. Поэтому, Иисус и призывал прощать долги, имея ввиду, в первую очередь, именно такие долги. Желательно подумать, прежде чем дать в долг человеку, который, имея, например, хорошую машину, хочет из честолюбивых побуждений, приобрести более крутое транспортное средство. И поэтому, он просит взаймы у христианина, рассчитывая вернуть заём без процентов, или вообще получить прощение долга. Дать в долг, в свете учения Иисуса, это необходимая помощь, а не бездумный риск вашими деньгами: мол, Господь сказал давать в долг, поэтому и я даю без разницы кому и без разницы на что. Ваш заём не должен стать содействием человеку в его непродуманных, немудрых поступках. Так что, нужно быть милосердным, добрым, сострадательным, помогать людям, но при этом быть мудрым. Апостол Петр учил: “Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность” (2 Пет. 1:5). Нужно молиться Богу и спрашивать Его совета, как Вам поступить в той или иной ситуации. Валерий Татаркин Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы) Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
|