|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о немилосердном должнике и прощающем долг царе Матф.18:23-35. Толкование
|
Притча о немилосердном должнике и прощающем долг царе. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о немилосердном должнике и прощающем долг царе Матф.18:23-35Матф.18:23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса. Мафт.18:1 В то время ученики приступили к Иисусу Смотрим выше и ниже, определяем контекст: выше, над притчей, Христос проповедует ученикам о детях и царствии Небесном, о соблазнах, напоминает притчу о потерянной овце, дает наставление о решении спорных ситуаций в церкви, и рассуждает с Петром о прощении (Матф.18:1-22). Ниже, под притчей, начинается описание другой истории – Иисус отправляется за Иорданскую сторону (Матф.19:1). Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Под притчей мы не видим истолкования. В притче нет сравнения: если малое верно, то большее, тем более верно. Зато прямо перед притчей апостол Петр задает Иисусу вопрос: Мафт.18:21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? На это Иисус ответил: Мафт.18: 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. И сразу за этой фразой, Христос начал притчу о прощении царём должника. То есть перед притчей, задана тема о прощении: «сколько раз прощать», после чего Иисус стал говорить притчу о прощении. А значит, мы имеем дело с притчей иллюстрацией. Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему прощения. Притупим к непосредственному толкованию притчи о немилосердном должнике и прощающем долг царе Матф.18:23-35Напомним, что не каждый герой притч Иисуса имеет чёткий прототип, об этом мы говорили во Вступлении. Если мы будем искать в этой притче прообразы, то можем прийти к странным выводам. Напрашивается, что Бог это прощающий царь… Но тогда, возникают вопросы, на которые нет ответа: кто такие жена и дети, которые за долги мужа/отца пойдут по приказанию царя (Бога) в рабство? Что мы у Бога взяли в долг? Что за имущество «всё, что он имел» (ст.25), на которое также накладывается взыcкание? Получается, что мы Богу что-то должны, и если это не отдадим, то станем вместе с близкой родней чьими-то рабами пока не возвратим долг? Получается, Бог может истязать должника (ст.34) пока тот не отдаст одолженное? Наверное, мало кто согласен, что здесь описан характер любящего Бога. Любви в притче мы видим мало. В поступках царя нам нравится лишь его первый акт прощения. И это не случайно. Ведь именно иллюстрация прощения и является целью данной притчи. Смысл этой притчи – не в том, чтобы показать прообраз/прототип Бога. И должник тут не прототип грешника. Задача притчи показать важность глубокого прощения и негативные последствия из-за отсутствия милосердия. Перед притчей Иисус сказал Петру, что нужно прощать «до седмижды семидесяти раз». По мнению ряда богословов, иудейские мудрецы того времени призывали прощать обидчика до трех раз в день. Петр поднимает это планку до семи раз, показывая Христу свою готовность быть более милосердным, чем учат раввины. Но Иисус задирает эту планку до нереального размера 7х70=490 раз. Явно, что тут Господь не ставит конечный предел, после которого можно наконец забыть о прощении, а указывает на бесконечность милосердия. После диалога с Петром, Иисус в притче от количества прощения переходит к его качеству. Глубина, другими словами, величина прощения в притче показывается на примере размера долга. Оценим долг в 10000 талантов, примерно, в расчете на наши деньги: 1 талант: это 25 кг золота. 10 000 талантов х 25 кг = 250 000 кг золота. Возьмем для простоты расчёта стоимость 1 грамма золота 3000 рублей. Тогда 1 кг золота будет стоить 3000 руб. х 1000 гр = 3 млн. рублей. 10 000 талантов: 3 млн. рублей х 250 000 кг = 750 000 000 000 рублей = 750 млрд. рублей. 750 миллиардов рублей – это нереальная сумма долга. Именно поэтому её и употребил Иисус в противовес 100 динариям - размеру небольшого долга, который не простил злой раб. 1 динарий: это серебряная монета весом около 5 гр серебра. В то время примерно 1 динарий составляла дневная плата римскому солдату и разнорабочему. В рублях сложно вывести эквивалент динария, так как сегодня другие ценность серебра и дневной прожиточный минимум. По некоторым расчетам 1 динарий может быть равен около 1000 рублей. 100 динариев: 1000 рублей х 100 = 100000 рублей. Данная сумма, хоть и велика, но вполне реальна для возврата должником. И уж конечно, за просрочку возврата такой суммы, грех отправлять товарища в тюрьму. Причём, человек не отказывался от долга, а просил немного отложить выплату. В данной притче Иисус показал величину прощения, к которой мы должны стремиться: 750 млрд. рублей это практически бесконечная для подавляющего большинства людей сумма. В то же время, Господь указал и на человеческую мелочность. Среди людей есть жадные и немилосердные индивиды, которые готовы сломать жизнь другому за относительно небольшой долг. Иисус в притче показал на воздаяние такому человеку. Эта тема не нова. Христос и раньше предупреждал, что за отсутствие прощения человеком другого человека, его ждёт непрощение и со стороны Бога. Матф.6:15 А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мар.11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Обратите внимание, что за данной притчей следует вывод от Самого Иисуса, поэтому нам и не нужно делать из этой притчи другие выводы, не касаемые темы прощения. Матф.18:35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Также данная притча указывает на готовность безграничного прощения со стороны Бога. Хоть, повторим, царь в данной притче это не прообраз Бога, но его милосердие призвано иллюстрировать величину прощения Господа, в сравнении с человеческой алчностью и жестокостью. Исх.34:6 Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый. У каждого из нас за плечами много совершенных грехов. И Бог готов простить нам их, если мы покаемся и попросим Его об этом. Но как мы относимся к тем, кто согрешил против нас? Иисус говорит, что прощение нами других, будет связано с прощением нас со стороны Небесного Отца. Вывод: Данная притча иллюстрирует тему прощения. Иисус призывает прощать «бесконечное» число раз (7х70=490 раз в день) и даже огромнейший долг / грех (750 млрд. рублей). Способны ли мы так прощать? Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|