|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о безумном богаче Лук. 12:16-21. Толкование
|
Притча о безумном богаче. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о безумном богаче Лук. 12:16-21Лук.12:16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса, и людям, собравшимся Его послушать. Лук.12:1 ...Когда собрались тысячи народа, ... Он начал говорить сперва ученикам... 13 Некто из народа сказал Ему... 15 При этом сказал им: Смотрим выше и ниже, определяем контекст: выше притчи Иисус предостерегает учеников об опасности фарисейской закваски, и говорит о заботе Бога о каждом человеке: «А у вас и волосы на голове все сочтены … не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук.12:7). Затем Христос предупреждает о гонениях, при которых не исчезнет Божья опека и помощь Духа Святого (Лук.12:8-12). Под притчей Христос продолжает тему заботы Бога о людях, говоря, что нам не нужно переживать об одежде и еде: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» (Лук.12:22). Теперь попытаемся определить Типологию этой притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Как мы заметили, под притчей Иисус её не объясняет, значит это не притча с истолкованием. В притче нет сравнения: если малое верно, то большее, тем более верно, то есть это не притча-сравнение. Однако над притчей поднимается тема имущества: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лук.12:13). Иисус отказал просителю, пояснив, что имуществеными спорами между людьми должны заниматься специально предназначенные для этого суды. После ответа, Христос начал говорить об опасности любостяжания и привёл исследуемую нами притчу, как иллюстрацию к своему заявлению. Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему любостяжания и зависимости от Бога. Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о безумном богаче Лук. 12:16-21.Для того, чтобы правильно понять притчу-иллюстрацию, нужно внимательно проанализировать выше поднятую тему, которую она иллюстрирует. Давайте посмотрим на заявление Иисуса, предшествующее этой притче. Лук.12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо ЖИЗНЬ человека НЕ ЗАВИСИТ от изобилия его ИМЕНИЯ. Вспомним, что Иисус выше говорил ученикам о Божьей заботе, гонениях и помощи Духа Святого. Однако, рядом стоявшего человека, видимо это не сильно интересовало, и он обратился ко Христу с чисто мирской меркантильной просьбой. Скорее всего, у него возник спор с братом при разделе наследственного имущества, и он хотел воспользоваться авторитетом Иисуса в народе, то есть привлечь известного проповедника на свою сторону в семейном конфликте. Но Христос даже не стал вникать в суть разногласия и немедленно отказал просителю, отправив его решать имущественные споры в суде. При этом, Господь не оставил совсем без ответа прошение человека, ревностно заботящегося о своей собственности. Иисус дал ему, а заодно и всем слушавшим их диалог, совет в виде притчи о безумном богаче. В этой притче мы видим богатого человека, который собрал с поля большой урожай. Причем земля родила так много, что старые житницы не могли вместить всего. Поэтому он решил сломать старые житницы и построить на их месте новые, размером больше прежних. Неужели Бог упрекнул богача за такой поступок? Разве плохо расширять свой бизнес? Разве человек не должен думать об увеличении дохода и его сохранении? При толковании притчи о работниках в винограднике (Матф.20:1-16), мы уже размышляли о том, что богатство само по себе не является грехом. Можно вспомнить Авраама, Исаака, Иакова, Давида, Соломона, которые имели большое состояние. И в Новом завете, Иисус общаясь с Никодимом (Иоан.3:1-21), не попрекал его в богатстве. Ведь важным является не само владение капиталом, а отношение к нему. Возможно, Господь вознегодавал на богача за то, что тот решил радоваться жизни — есть, пить и веселиться? И это спорно. Во-первых, нужно понимать, что фраза «есть и пить», не обязательно обозначает алкогольную попойку, а является устойчивым выражением того времени не раз встречающимся в Библии, обозначающим трапезу (твёрдую пищу + напитки, см. Лук.7:33,34; 10:7; 17:8; Матф.6:31; 9:11; 11:18,19; Еккл.3:13; Руф.3:3; 2Цар.11:11; 3Цар.13:8; Втор.2:6; Пр.23:7; Иез.12:18). Во-вторых, в книге Екклесиаста (Соломона) мы читаем о благословении Бога, которое может выражаться в благополучной жизни людей, заработавших себе хорошее материальное состояние: Еккл.5:17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: ЕСТЬ И ПИТЬ И НАСЛАЖДАТЬСЯ добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. 18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и НАСЛАЖДАТЬСЯ от трудов своих, то это дар Божий. Поэтому важными являются следующие слова богача: «Cкажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на МНОГИЕ ГОДЫ: покойся...» (Лук.12:19). Из выссказывания героя притчи видно, что он уверен в том, что обеспечен на многие годы. Богач практически заявляет, что не нуждается в Боге, так как уже запасся всем неободимым. При этом, он забыл, Кто дал ему этот урожай. Бог в Своем законе призвал всегда помнить о том, что Он является источником благословений, но при этом Он может и допустить проклятия. Втор.8:17 Чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", 18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство То есть мы видим, что герой притчи отодвинул Бога в своем сердце на второй или третий план. Данное толкование подтверждают и два важных слова, произнесенных богачем: «ВЕСЬ хлеб мой и ВСЁ добро мое». Он сказал: ВЕСЬ и ВСЁ». Это значит, что человек не собирался отделять от своего урожая, согласно закону Божьему, левитскую десятину (Лев.27:30; Прит.3:9) и социальную десятину на напомощь нуждающимся (Втор.14:27-29; 26:12), что опять же указывает на отступление богача от Бога, пренебрежение Им и Его заповедями. Именно за самоуверенность и отречение от Бога, Господь назвал того богача «безумным». Он обезумел, расчитывая только на себя и своё большое состояние. Но по факту, его жизнь нельзя купить за деньги, так как она в руках Божьих. Вот тут нужно вспомнить фразу Христа, предваряющую эту притчу: «Жизнь человека НЕ зависит от изобилия его имения» (Лук.12:15). Как мы видим, Иисус притчей проиллюстрировал это заявление, показав, что богатый человек, крепко уверенный в долгой беззаботной жизни благодаря солидному материальному достатку, может потерять эту жизнь в тот же день. В тексте использовано слово «душа», это смущает некоторых читателей. Однако в Библии слово «душа» далеко не всегда указывает на характер и личность, а чаще обозначает всего человека в теле (Деян.27:37, Рим.13:1, 1Пар.5:21, Иез.18:4,20, Иез.27:13, Числ.15:31, Чис.23:10, 1Пет.3:20), именно поэтому «душа» в этой притче готова многие годы есть и пить. В фразе Иисуса, обращенной к просящему помощи в дележке наследства, есть и ещё один важный призыв: «Берегитесь любостяжания» (Лук.12:15). Любостяжение - это любовь к богатству, деньгам, накопительству. Скорее всего, тема неразделенного наследства была настолько важна для того человека, что даже находясь рядом с раввином, вещающем о духовном, он не мог перестать думать о земном. И как только подвернулся случай, он тут же попытался решить свою материальную проблему, заручившись авторитетной поддержкой Учителя. Именно поэтому Иисус и произнес эту притчу, показав на важность правильного расставления приоритетов. Закончил притчу Иисус выводом: «Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:21), чем подчеркнул важность первого места Творца в жизни человека. Свои ресурсы, касающиеся как денег, так и времени, люди не должны считать исключительно своми, а помнить о Боге, который их дал, и быть благодарными Ему за это. Нельзя собирать сокровища (богаство) только для себя, а нужно направлять часть своих средств и возможностей в сторону Создателя — на служение Ему, и на помощь нуждающимся Его детям, которыми являются люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации (Мафт.25:31-46). Под притчей Иисус продолжил тему правильного расставления приоритетов. Некоторых христиан расстраивают слова Христа о том, что не нужно заботиться о еде и одежде: «И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» (Лук.12:22). Однако с оригинала слово, переведенное "заботиться", можно перевести "беспокоиться". Таким образом, Иисус не говорит о том, что мы не должны откладывать деньги на учебу, на машину, на дом, то есть не проявлять заботу о будущем. Библия не призывает к безответственности. Вспомните, например, притчу о муравье, который заготовляет впрок (Пр.6:6-8). Здесь Христос говорит о том, что не нужно переживать о будущем, трястить, волноваться, ведь Господь всё держит под контролем. Поэтому важно прислушаться к совету Иисуса: «Наипаче (в первую очередь) ищите Царствия Божия, и это все (еда, одежда и т.д.) приложится вам» (Лук.12:31). ВЫВОД: многие люди, имеющие большое состояние, считают, что не нуждаются в Боге, ведь они могут всё купить. Деньгами можно заплатить за дефицитные дорогостоящие лекарства, оплатить лечение в высокоэффективной медицинской клинике, дать взятку за покровительство госслужащих, откупиться от бандитов... Но все мы знаем случаи, когда богатые и знаменитые люди скоропостижно умирали от неизлечимых болезней или обретали смерть от несчастного случая. Разве помогли им их миллионы? Только Бог является надежной защитой, и не нужно об этом никогда забывать, даже став богатым. Пр.30:8 «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, 9 дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|