Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о брачном пире Матф. 22:1-14; Лк. 14:16-24. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о брачном пире. Матф. 22:1-14; Лк. 14:16-24. Толкование





     

Притча о брачном пире. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о брачном пире, Матф. 22:1-14; Лк. 14:16-24.

Эта притча изложена в Евангелиях от Матфея и от Луки. Разберем данную притчу, делая упор на Евангелие от Матфея, так как в Евангелие от Луки, речь идёт не о брачном пире, а о званом ужине, где нет особой торжественности, драматичности с убийствами, и ощущения выбора между спасением и геенной огненной. Но в целом, притчи очень похожи.

Матф.22:2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.

Лук.14:16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. 18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. 19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. 20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти. 21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. 22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. 23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. 24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Сначала определим адресата: это духовная знать Израиля — первосвященники, фарисеи и законники.

«И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит … Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал» (Матф.21:45, Матф.22:1)

«Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских… По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев…» (Лук.14:1,3)

Смотрим выше и ниже, определяем контекст: в Евангелие от Луки перед притчей Иисус общается с духовенством и законниками, будучи приглашенным на пир «в дом одного из начальников фарисейских» (Лук.14:1,3,15,16). А притча является ответом на ремарку одного из знатных гостей пиршества: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лук.14:15). Под притчей Иисус говорит народу о сложностях жизни верующего, и необходимости быть готовым Его последователям жертвовать многим ради Господа (Лук.14:25-35).

В Евангелие от Матфея, выше расположены притчи Иисуса о двух сыновьях и злых виноградарях, адресованные также духовенству Израиля — первосвященникам и старейшинам (Матф.21:28-41). В начале притчи обозначен контекст — тема о Царствии Небесном: «Царство Небесное подобно человеку царю, который…» (Матф.22:2). Ниже притчи, идёт история о попытке фарисеев поймать и дискредитировать Иисуса на вопросе подати кесарю (Матф.22:15-22).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже причти Иисус не истолковывает кто есть кто и что есть что в этой причте. Внутри причти нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”. Зато выше в обоих Евангелиях идет общение Иисуса с духовными лидерами Израиля, и поднимается тема наследия Царствия Небесного.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ, показывающая духовное состояние вождей Израиля, в контексте наследия Царствия Небесного.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о брачном пире Матф. 22:1-14 и званом ужине Лук. 14:16-24

В притче о двух сыновьях (Матф.21:28-32) Иисус на примере первого сына показывает на духовное состояние религиозных лидеров Израиля, не принявших Иоанна Крестителя, сравнивая их с простыми людьми, которые Иоанна признали за пророка и покаялись. А в притче о злых виноградарях (Матф.21:33-41), Иисус продолжает обличать духовных вождей за то, что они не справились с порученной им Богом задачей. Вместо ответственного исполнения отведенной им роли слуг Бога, они возомнили себя хозяевами над Божьим виноградником, а посланников Господа они побивали и убивали. Более того, они не приняли и не признали Божьего Сына.

Из Евангелия от Матфея чётко понятно, что притчей о пире Иисус продолжает разговор с духовной знатью Израиля. После чуда исцеления в храме, фарисеи и священники спрашивали Иисуса об источнике Его силы, явно намекая, что Тот действует от дьявола. Иисус в притче о двух сыновьях и о злых виноградарях, указал религиозным лидерам на их духовное состояние и на Свою природу.

А теперь Он говорит причту о наследии ими Царствия Небесного.

«Царство Небесное подобно человеку царю, который…» (Матф.22:2).

Из текста Евангелия от Матфея видно, что царь заранее пригласил на брак гостей. Та же мысль ясна и в Евангелие от Луки – гости заранее были оповещены об ужине. То есть званые – это не случайные люди, а те, кого приглашающий ценил, желал видеть на своем празднике, и поэтому заблаговременно позвал.

Но когда пришло время пира, позванные гости, для которых было приготовлено место за столом и угощение, отказались прийти по разным причинам, тем показав явное неуважение к хозяину праздника. В истории Матфея, приглашенные даже убили слуг царя, которые их зазывали на свадебный банкет. Из повествования понятно, что причины отказа от участия в торжестве были явно надуманы, как говорится на современном слэнге — «отмазки».

В Евангелие от Матфея ясно видно, что данная история не реальна, а является притчей. Ведь сложно вообразить себе человека, который откажется от пира у царя, и убьёт его слуг, явно понимая, что армия государя отомстит за такое оскорбление и восстание против власти.

Итак, что же иллюстрирует данная притча? Ответ дан выше в тексте: «Царствие Небесное» (Матф.22:2). Надо лишь понять, о чём конкретно хотел сказать Иисус данной притчей. Логично предположить, что раз притча обращена к духовной знати Израиля, то значит, званые царем на брачный пир — это религиозные служители времен Иисуса. И, соответственно, царь иллюстрирует Бога.

Женитьба наследника престола — это один из важнейших праздников в государстве. Царь приглашает на него особо выдающихся людей страны. Быть позванным на такое мероприятие — великая честь для подданного любого королевства. Суть иллюстрации в том, что духовных лидеров Израиля Бог позвал на самое важное религиозное событие на Земле – явление миру Его Сына Иисуса. Нужно понимать, что в Писании связь Бога и Его народа не раз именуется браком (Ис.54:5; Иер.3:1; Ос.1:2; Исх.20:5; Еф.5:25; Откр.12:1,6; 19:7). Поэтому символ свадьбы здесь очень уместен.

Но вместо отдания дани уважения Отцу и Сыну, и принятия участия в счастливом событии, которое должно было доставить радость и самим приглашенным, духовная знать Израиля восстала против Отца и Сына, вплоть до пренебрежения Словами Отца (пророчествами), и до нарушения закона – убийства посланника (Иоанна Крестителя).

Разве свадьбу царь отменил? Нет. Он нашел других гостей. Если мы посмотрим на высокоуважаемых утонченных образованных фарисеев, саддукеев, книжников и законников, и сравним их с грубыми необразованными рыбаками и плотниками, то иллюстрация Иисуса будет понятна.

Бог хотел, чтобы Его народ, включая вождей, принял Его Сына и порадовался за приближение Царствия Небесного. Но вместо этого, знать Израиля убила Его посланника Иоанна Крестителя, восстала на Иисуса, тем выразив своё высокомерное отношение к Богу Отцу. Религиозная элита Израиля считала себя представителями Господа и выразителями Его воли на Земле. Однако, они забыли важнейшее в Божьем законе: справедливость, милость и веру (Матф.23.23), и привнесли в вероучение придуманные традиции:

Мар.7:8 Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… 9 вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (см. также Матф.15:7-9).

Эту притчу часто рассматривают как брачный пир, иллюстрирующий Второе пришествие Христа. Действительно, похоже. Но обратите внимание, на два факта:

  1. Притча по контексту обращена к духовной знати Израиля.
  2. Во второй версии притчи, в Евангелие от Луки, нет намека на свадьбу и геенну, а лишь указано, что одни приглашенные отказались, и вместо них нашли других.

Притчу о брачном пире заканчивает фраза: «Ибо много званых, а мало избранных» (Матф.22:14). Такими же словами оканчивается притча о работниках, нанятых на виноградник, см. Матф.20:16. Слово «званые» здесь, как и в притче о работниках виноградника, обозначает приглашенных Богом следовать за Ним и выполнять Его волю, включая служение на Его Ниве.

Царством Небесным, которое приблизилось, Иоанном Крестителем и Самим Иисусом в Новом Завете не раз называется Первое Пришествие Господа Иисуса Христа на Землю – особое приближение Бога Творца к Его творению.

«Иоанн Креститель … говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:1,2)

«Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).

Тех иудеев, кто цинично отверг Иисуса как Мессию (в переводе Христа) и Сына Божьего, не смотря на «приглашения» от Бога, выраженное в предсказаниях о Христе; кто закрывал глаза на явленные Иисусом многочисленные чудеса, и Его правильное толковании Торы, будет ждать геенна, упомянутая в притче. То есть, они не наследуют Царствие Божие, которое анонсируется в начале притчи.

Подобная мысль звучит и в упомянутой выше притче о двух сыновьях, с которой Иисус обратился к тем же слушателям чуть раньше:

«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Матф.21:31)

Итак, «званые» (Матф.22:3; Лук.14:17), отвергшие приглашение, – это Израильтяне, отвергшие Христа, в основном представляющие из себя религиозную знать того времени. А «нищие, увечные, хромые и слепые», «злые и добрые» (Лук.14:21; Матф.22:10) — это в основном простолюдины (Матф.11:25; Лук.10:21), принявшие Иисуса и последовавшие за Ним.

Слово «злые» (Матф.22:10) не должно нас смущать. В оригинале слово πονηρός может быть переведено: плохой, дурной, скверный, негодный, злой, лукавый. А «добрый» ἀγαΘός переводится: добрый, благий, щедрый, полезный. То есть Бог пригласил вместо избраных не только тех людей, которые были идеальными и имели доброе имя. Вспомните, Матфея, который ранее был мытарем, явно нечистым на руку, или Марию Магдалину, из которой Иисус изгнал семь бесов… Бог смотрит на сердце человека и ценит его готовность к покаянию и изменению своей жизни. Это помогает нам понять, почему царь выгнал с пира человека одетого не в брачные одежды.

Нужно постараться представить, что такое брачный пир у царя в то время. Это особо важное мероприятие, которое бывает редко и куда попасть могут далеко не все желающие. Такое торжество предполагало некую подготовку к нему. Мы конечно не знаем всех нюансов праздничных нарядов того времени, но видим факт – один из гостей не переоделся в брачную одежду. То есть, он принял приглашение, пришёл, но не изъявил желания измениться - приготовиться к торжеству, хотя из контекста понятно, что он имел такую возможность, иначе царь бы так не отреагировал. Как мы видим, государь принял НЕбрачную одежду за демонстрацию неуважения к Себе и выгнал дерзкого гостя, объявив о его будущем наказании в геенне (ведь именно эти ассоциации вызывает фраза «плач и скрежет зубов», см. Матф. 8:12; 13:42,50).

Принимая во внимание то, что все остальные гости пира переоделись, мы понимаем, что данное действо не является чрезвычайно сложным. Однако, оно важно для государя – Бога. Что может каждый верующий, но сделает не каждый, будучи приглашенным к Богу? Это покаяние, о котором уже было упомянуто выше (Матф.3:1; 4:17).

Ряд богословов называют брачную одежду из этой притчи, одеждой праведности Христа. Наверное, такой термин можно употребить, понимая, что покаяние символически снимает с нас нашу испачканную грехом одежду, заменяя её чистым одеянием праведности умершего за наши грехи Господа Иисуса.

«(Ангел) сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах.3:4).

Вывод из притчи о брачном пире. «Званые» – это люди, приглашенные Богом. Истинных последователей у Господа не так уж много, и это, не смотря на то, что Бог многих призывает к Себе! Таким образом, фраза «много званых» говорит о том, что Творец многих приглашает к Себе. А фраза «мало избранных» указывает на тех немногих, которые откликаются и избирают приоритетом своей жизни Господа. Бог пригласил на праздник явления Его Сына миру Свой народ. Но религиозная знать Израиля отказалась. Тогда Господь пригласил на торжество простой люд. Пришли многие. Но среди них были и те, кто не оценил приглашение, и должным образом не подготовился к встрече с Господом, вызвав тем Его негодование. На их месте можем оказаться и мы, если не покаемся, и не будем стараться изменить свою жизнь.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о брачном пире Матф. 22:1-14; Лк. 14:16-24. Комменатрий, БИБЛИЯ