|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о десяти минах Лук.19:11-27. Толкование
|
Притча о десяти минах. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о десяти минах Лук.19:11-27Лук.19:11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. 12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. 14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. 15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. 16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. 17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. 18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. 19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. 20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. 22 [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? 24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. 25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин. 26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сначала определим адресата: Иисус обращается к мытарю Закхею, и тем, кто был рядом. Лук.19:9 Иисус сказал ему … 11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу При разговоре присутствовали ученики Иисуса, которые всегда Его сопровождали, а также евреи, недовольные тем, что Христос зашёл в дом к мытарю «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лук.19:7). Смотрим выше и ниже, определяем контекст: выше история о мытаре Закхее, который пригласил в дом Иисуса, покаялся и раздал часть своего имения нищим (Лук.19:1-10). Сразу под притчей восхождение Христа в Иерусалим (Лук.19:28). Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В тексте не наблюдается сравнения – если малое верно, то большее, тем более верно. Истолкования под притчей нет. А перед притчей Иисус хвалит Закхея за действенное раскаяние и говорит, что в его дом пришло спасение, параллельно упрекая тех, кто негодовал на Христа за то, что тот общается с мытарем «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10). Тут же уточняется, что притча Иисуса связана с ожиданием Царствия Божьего «ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лук.19:11). Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему спасения и ожидания Божьего Царства. Перейдем непосредственно к анализу притчи о десяти минах Лук.19:11-27Сразу бросается в глаза, что данная притча похожа на притчу о талантах (Матф.25:13-30). Некоторые цифры и события тут схожи. Однако, на лицо и серьезные отличия. Притча о десяти минах отличается тем, что среди её героев находятся люди, не желающие, чтобы уехавший человек возвратился в статусе царя. В начале мы видим высокородного господина, уезжающего в далёкое место за получением царства. Эта картина была понятна иудеям того времени, ведь правителей стран, входящих в Римскую империю, назначали в Риме. И соответственно, туда должны были ехать новые цари за юридическим подтверждением своего царского статуса. Несмотря на то, что событие это является радостью для народа, ведь каждый новый царь отождествляется с новыми позитиными надеждами, часть населения страны была против назначения этого правителя. Причем, их позиция была активной. Они были враждебно настроены и принимали различные действия, чтобы остановить инаугурацию. Причина такой ненависти в притче не поясняется. В этой притче параллельно идут две повествовательные линии. Одна про упомянутых выше врагов нового царя. Вторая, про рабов царя, которым были даны 10 мин. Судя по тексту, они не входили во вражеский лагерь правителя. Мина – это денежная еденица. В те времена она примерно равнялась 60 сиклям (Иез.45:12). Очень приблизительно покупательскую ценность мины можно представить путем сопоставления нескольких Библейских текстов. Так, каждый еврей должен был вносить ежегодно налог на храм в размере полсикля (Исх.30:11–16), что составляло две драхмы (дидрахма, см. Матф.17:24). А драхма по достоинству была больше динария, для простоты примем за два динария. В свою очередь динарий составлял среднюю ежедневную оплату солдата и рабочего (Матф.20:2). Таким образом, 1 мина примерно составляла: 2 динария х 2 драхмы х 120 полсиклей = 480 дневных окладов. Это огромная сумма. Вспомним, что в притче о талантах, речь тоже шла о чрезвычайно крупных капиталах. В этой притче мы видим ту же картину, что и в истории о талантах: хозяин раздает своим работникам большие суммы денег, и по возращении ждёт их преумножения. Разница лишь в том, что в притче о талантах, господин слугам даёт разное количество талантов: 5, 2 и 1, а в этой истории десяти рабам раздаётся по 1 мине. Но суть у этих притч одна. Тех, кто капитал преумножил, господин благодарит, и поручает им более солидную и ответственную службу. Причем, чем выше эффективность работника, тем более высокая должность ему предлагается. Того же, кто не пустил в оборот доверенный капитал, государь назвал лгуном, и строго наказал, а его актив отдал тому, кто был эффективней остальных. Картины в притчах очень похожи, а значит и толкование у них будет одинаковым. Всё, чем может послужить верующий для Господа и Его имения (людей) – это и есть его символический «талант» и «мина». Мы уже разбирали притчу о талантах, и пришли к выводу, что талантом, а значит и миной, может являться любой актив, который есть у верующего человека, будь-то время, деньги, способности, недвижимость, транспорт и так далее. Таким образом, если вверенные Богом активы, верующие не вкладывают в людей – детей Господа, то значит зарывают их, оставляя без пользы. Чтобы более детально разобрать эту мыль, нужно прочитать толкование на притчу о талантах. А здесь мы акцентируем внимание на второй линии повествования. Напомним, что у нового царя были противники, которые мешали ему занять трон. В конце притчи Иисус их прямо называет врагами. Лук.19:27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Анализируя контекст притчи, мы видим, что противниками Иисуса были те, кто критиковал Его за визит к мытарю Захею (Лук.19:7). Именно им и адресует Иисус вторую часть притчи. Из многих текстов Нового завета, видно, что врагами, запрещавшими Христу общение с мытарями и грешниками, были фарисеи и саддукеи. Именно они решили убить Иисуса. Иоан.11:47 Тогда первосвященники (саддукеи) и фарисеи собрали совет … 53 С этого дня положили убить Его (Ииуса). Всё повестование притчи о десяти минах (как и о талантах) идёт в контексте грядущего Божьего Царства. Многие ученики Христа очень надеялись, что Иисус, придя в Иерусалим, воссядет на троне, и наступит Божье Царство на земле (Иоан.6:15; Деян.1:6). Тема близкого Царства Божьего была популярна в Израиле в то время, и многие его ожидали (Лук.23:51). И это не случайно, ведь о Царствии Небесном (Божьем) часто говорили Иоанн Креститель и Иисус. Однако Христос и Иоанн не имели ввиду земное Божье Царство на территории государства Израиль. Этим термином ими называлась: 1) вера, растущая внутри человека, 2) приближение Господа к Своему народу в рамках Первого Пришествия Христа, и 3) Божье Царство, которое настанет после возвращения Иисуса в рамках Второго Его Пришествия. Иисус говорил, что Его царствие «не от мира сего» (Иоан.18:36). Он царь царей в общепланетарном измерении, то есть в небесной иерархии. В книге Откровение мы видим воцарение, инаугурацию Христа на небесах после вознесения (Откр.11:15; 12:10; 15:3; 17:14; 19:6,7,16), что и описывается в этой притче – «Он отправлялся …, чтобы получить себе царство и возвратиться» (Лук.19:12). Теперь землян ждёт возвращение Царя Иисуса. Именно после возвращения, в рамках Второго Пришествия, Господь строго спосит со Своих слуг об эффективности использования врученных им активов, и накажет врагов, которые мешали Его воцарению, то есть служению, которое проводил Иисус на земле, и проводит сейчас в Небесном Храме, представ за нас Первосвященником пред лицо Божее (Евр.9:11-24). Что касается цифры 10, то она не имеет четкого прототипа. Вспомним, что далеко не все образы и герои притч Христа имеют свои прообразы. ВЫВОД из притчи о десяти минах: Людям нужно очень серьезно относится к своей жизни. Те, кто был противником Господа, а значит и Его последователей, того Бог сочтёт врагом, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Также и тот, кто являясь Божьим слугой, будет служить на Господней ниве с низкой эффективностью, то есть мало помогая Божьим чадам своими активами, тоже заслужит наказание, причем близкое по строгости к врагам Господним. Активных же и эффективных слуг Господа, ждут новые, более глобальные и ответственные задачи, как здесь на земле, так и в грядущем Божьем Царствии. Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|