|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о добром пастыре и наёмнике Иоан. 10:1-6. Толкование
|
Притча о добром пастыре и наёмнике. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о добром пастыре и наёмнике Иоан. 10:1-6Иоан.10:1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Сначала определим адресата: Иисус обращается к фарисеям и другим Иудеям Иоан.9:40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им Иоан.10:19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Чатем выше и ниже, определяем контекст: над притчей, в предудущей главе, Иисус отверз слепому от рождения глаза. Это событие потрясло всех Иудеев. Фарисеи допытывались у прозревшего о чуде, но не хотели поверить, что зрение ему вернул Иисус из Назарета (Иоан.9:1-39). Христос не примкнул к религиозной фракции фарисеев, но наоборот критиковал их за лицемерие, поэтому, по их пониманию, Он не мог действовать от Бога. Между тем, факт оставался фактом – слепорожденный прозрел, и прямо им заявил: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он (Иисус) не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Иоан.9:32,33). Такая правда ещё больше разозлила духовенство, и они выгнали прозревшего вон. После чего Иисус нашёл его и поддержал, открыв ему, что является Сыном Божьим (Иоан.9:35-37). Затем Хрисос во всеуслышание заявил: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан.9:39). Это услышали фарисеи, догадываясь, что Христос, используя метафору, говорит о них: Иоан.9:40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус подтвердил их догадку, и перешёл к притче. А под притчей, Христос продолжил диалог с Иудеями. Они же спорили между собой о Нём: кто Он – от Бога или от сатаны? Причём мнения их разошлись. Были среди них и те, кто видел в Иисусе Божьего посланника. Иоан.10:20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Теперь попытаемся определить Типологию этой притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. В тексте нет сравнения – если малое верно, то большее, тем более верно. Перед притчей говорится о природе чудес Иисуса, описывается Его разговор с прозревшим и фарисеями на тему слепоты (Иоан.9:35-41). После самой притчи, констатируется, что «они не поняли» (Иоан.10:6) сказанного Христом. Тогда Иисусу пришлось объяснять — истолковывать: «Истинно говорю вам, что Я дверь овцам» (Иоан.10:7). После чего, Господь дал пояснение героям притчи (Иоанн.10:8-16). Делаем вывод: это притча с ИСТОЛКОВАНИЕМ на тему источника силы Иисуса Христа. Перейдем непосредственно к анализу притчи о добром пастыре и наёмнике Иоан.10:1-6Перед притчей Иудеи спорили отностельно того, кто послал Иисуса – сатана или Бог (см. Иоан.9:16)? Иоан.9:16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса (открыть очи слепорожденному)? И была между ними распря. С одной стороны, проповедник из Назарета не принадлежал к духовной знати Израиля, и даже противостоял им в религиозных диспутах. Это вроде указывало на то, что Он противник Бога Иудеев. С другой стороны, Иисус творил такие чудеса, которых прежде ещё не было (Иоан.7:31), знал Писание не учившись (Иоан.7:15) и доносил его до людей, как власть имеющий (Матф.7:29). Тем не менее, большинство духовных лидеров, боялись растущего влияния Иисуса, опасаясь, что Он уведёт у них паству. Они даже запретили людям выссказывать предположение, что плотник из Назарета может быть долгожданным Мессией (Христом). Иоан.9:21 кто отверз ему очи, мы не знаем … 22 Так отвечали родители его (прозревшего), потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. В этой притче Иисус проиллюстрировал разницу между Собой и фарисеями, а также другими духовными лидерами Израиля. Сначала Иисус вводит два образа – настоящий пастырь (пастух) и лжепастырь (вор). Пастух входит в овечий двор воротами, а не перелазит через забор, как вор. Помощник помогает открыть ему дверь (отсыл к Иоанну Крестителю). Всех овец пастырь знает по имени, они слушаются его и идут за ним. За чужим человеком, который будет имитировать пастуха, по сути, являясь вором, овцы не пойдут, но убегут от него, потому что не знают его. Тут Иисус приводит знакомую всем сельским жителям картину: овцы привыкают к своему пастуху, доверяют ему, слушаются его, и наоборот, опасаются всех чужих людей. Когда Иудеи не поняли смысла притчи, Иисус начал истолковывать её образы. Иоан.10:7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Иисус пояснил, что Он является дверью и пастухом овцам. Под овцами, подразумевались Израильтяне, к которым и обращался Хрисос. Иллюстрация пастуха – Бога и овец – Израильтян, была хорошо знакома евреям, так как неоднократно использовалась в Писании. Пс.22:1 Псалом Давида. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: 2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим (см. также Пс.79:2, Быт.49:24, Чис.27:17, 3Цар.22:17, Ис.40:11). Христос в притче утверждает, что Он истинный пастырь. Между тем, перед Иисусом о своём мессианстве заявляло несколько лжепастырей (Деян.5:36,37), но они были не настоящие пастухи, а воры и разбойники. Поэтому не удивительно, что Иудеи не пошли за ними. А Иисус – это истинный пастырь. Он же и дверь в жизнь для овец. Те овечки, кто будет с Ним, спокойно смогут входить и выходить на злачные пажити, и спасены будут. Иисус указывает на разную мотивацию и цели истинного и ложного пастыря. Задача ложного пастуха (вора) – украсть и погубить, а цель настоящего пастыря – чтобы овцы жили, причём не имея ни в чём недостатка. С 11 текста, Иисус вводит два новых образа: пастыря доброго и наёмника. Добрый пастырь тут указывает на хозяина. Владелец знает всех овец по имени, любит каждую, ухаживает за своей отарой и водит её на хорошие поля и тихие водоёмы (не на бурные реки). Более того, добрый пастырь готов бросится на волка, который решит украсть его овечку, при этом рискуя своей жизнью и здоровьем. Ведь владельцем овец движет любовь к ним. А наёмника характерезует незаинтересованность в сохранении паствы и улучшении качества их жизни. Он работает за зарплату. И конечно, он не будет рисковать своим здоровьем, вступая в схватку с волком, позарившимся на овец. Наёмник всегда может придумать отговорки, мол, стая волков была большой. Овечки ведь не его собственность, поэтому он бросит их на погибель при первой опасности. Образ недоброго пастыря тоже неоднократно используется в Писании, указывая на незаботящихся о народе духовных лидерах Израиля (Ис.56:11; Иер.23:2;50:6; Иез.34:2-10; Зах.10:3). В 15 тексте Иисус пророчествует о том, как Он на деле докажет, что является добрым пастырем – умрёт за Свою паству: «Жизнь Мою полагаю за овец» (Иоан.10:15). Заканчивает истолкование притчи Иисус рассказом о новых овцах. Выше речь шла только об Израильтянах. Однако, Христос знал, что в отару Господа вскоре войдут многие народы, которые вольются в единое Божье стадо, и у них будет Один Пастырь – Иисус Христос. Помня, что притча Иисуса была сказана в контексте сомнения Иудев в Его характере и источнике Его силы, мы видим, что, используя ветхозаветные прообразы, Христос представляет Себя истинным пастырем, делая аллюзию на Бога-Пастыря из Писания. Важно, что перед этим, Иисус признался прозревшему, что Он Божий Сын, то есть Бог. Конфронтируя с фарисеями, которые уничижали Иисуса, и представляли Его слугой диавола (Матф.9:34; 12:24; Мар.3:22; Лук.11:15), в этой притче Христос представляет их лжепастырями, ворами, разбойниками и пастырями–наёмниками, которые любо напрямую вредят пастве (Матф.23:13-15) или безразличны к ней, думая лишь о себе (Матф.23:5-7). ВЫВОД из притчи о добром пастыре и наёмнике: Иисус в притче представляет Себя Господом – пастрырем, который заботится вплоть до самопожертвования о Своём народе – овечках. Фарисеев же и других духовных лидеров Израиля Иисус, отождествляет с ворами, разбойниками и наёмными пастухами, которых не интересуют овцы, а только прибыль от них. Иисус в причте показывает, что даже служители Господа, которыми тогда были фарисеи, могут быть по сути врагами Своему народу, больше заботясь о себе, чем о людях, о которых им Бог вверил попечение. Конечно, данную притчу можно отнести и к некоторым современным религиозным деятелям. Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|