|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о двух должниках Лук. 7:41-43. Толкование
|
Притча о двух должниках. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о двух должниках Лук. 7:41-43Лук.7:41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. Сначала определим адресата: Иисус обращается с притчей к фарисею Симону и к Иудеям, возлежавшим с ними за трапезой (см. Лук.7:36,40,49). Лук.7:36 Он (Иисус), войдя в дом фарисея, возлег... 40 Обратившись к нему… 49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя… Смотрим вокруг, определяем контекст: выше описывается, как фарисей Симон пригласил Иисуса в свой дом, вкусить с ним пищи (см. Лук.7:36). Kогда они возлежали, в дом зашла женщина и начала мазать миром ноги Иисуса (см. Лук.7:37-38). Ниже Иисус обращается к Симону, и сравнивает отношение к Себе с его стороны, и со стороны той женщины (см. Лук.7:44-47). Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим в этой притчи сравнение: «если малое верно, то большее, тем более верно», его нет. Посмотрим заявленную выше тему – над притчей говорится о грешной женщине, омываюшей ноги Иисусу. Посмотрим ниже, есть ли истолкование: оно есть - Иисус говорит о благодарности и прощении (см. Лук.7:44-48), которые и были лейтмотивом притчи (см. Лук.7:43). Христос Сам наглядно поясняет Симону, что тот мало оказал внимания Ему, в отличие от грешной женины, поэтому её грехи прощаются. Делаем вывод, что это притча с ИСТОЛКОВАНИЕМ на тему благодарности и прощения. Приступим к непосредственному толкованию притчи о двух должниках Лк.7:41-43Эта причта является частью истории пребывания Иисуса в доме фарисея Симона. Лук.7:36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Нужно понимать, что в те времена в той местности принято было вкушать пищу лёжа. Когда они возлежали, в дом зашла женщина, которую жители того города считали грешницей. Она стала омывать ноги Иисуса дорогим маслом и отирать своими волосами. Лук.7:37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Такое поведение женщины было искренним знаком уважения и благодарности ко Христу. Она принесла с собой алавастровый сосуд (флакон, сделанный из алебастра), наполненный миром (дорогим ароматным маслом, см. Матф.26:6-9), и весь вылила на Иисуса. Сам этот поступок не вызвал удивления и нарекания у хозина дома и гостей, видимо такое поведение не противоречило тамошним традициям. Зато про себя фарисей осудил Иисуса, и усомнился в том, что Он был посланником Божьим. Ведь согласно религиозным устоям того времени, тесное общение (включая соприкосновения) с грешными людьми считалось осквернением для правоверного Иудея. По мнению Симона, если бы Иисус из Назарета являлся пророком Божьим, коим считали Его многие Израильтяне (Матф.16:13,4; 21:46), то Он бы чудным образом понял, что эта женщина — грешница, а значит оскверняет Его своими прикосновениями, и запретил бы ей это делать. Лук.7:39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Иисус был противником таких традиций, и тесно общался с «низшими» слоями общества, заявляя, что «не здровые имеют нужду во враче, но больные» (Мар.2:17). При этом, являясь Господом, Христос прочитал мысли фарисея, и обратился к нему с исследуемой притчей. Лук.7:40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. В притче Христос приводит трёх героев: займодавца и двух его должников. Один задолжал 500 динариев, второй 50, то есть в 10 раз меньше. Динарий составлял примерно дневной оклад солдата или рабочего. То есть, сумма в 50 динариев была немалой, а в 500 динариев посто огромной, на которую нужно было работать почти 2 года с учетом выходных и праздников. Безусловно оба должника были благодарны займодавцу за прощение долга. Но кто из них испытывал большую признательность, с учетом того, что оба они не имели денег для покрытия займа (см. Лук.7:42)? Об этом и спросил Иисус Симона: «Cкажи же, который из них более возлюбит его?» (Лук.7:42) Фарисей ответил правильно: «Тот, которому более простил» (Лук.7:43). Иисус похвалил его за верное рассуждение, и привёл картину из их жизни, проиллюстрировав тот вывод, к которому пришёл Симон. Лук.7:44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи. Иисус вспомнил, как принял Его у себя в доме фарисей Симон. Он не предложил Христу умыть ноги с дороги, хотя в то время знаком уважения было предоставить гостю воду и плотенце, чтобы вымыть ступни и лодыжки, ведь люди ходили в сандалях на босу ногу. Если в доме были слуги, то они умывали и вытирали ноги хозяевам и их гостям (что позволяет лучше понять пример смирения Иисуса, когда Он совершал ногоомовение Своим ученикам). Фарисей явно был не беден, и уж точно имел воду дома. Видимо, он не сильно уважал Иисуса, раз не предложил Ему воды и полотенца. В отличие от фарисея, грешная женщина своими слезами омыла ноги Иисуса и отёрла своими волосами. Симон не поцеловал Иисуса в щеки, хотя целование тоже являлось знаком уважения к гостю. Мы эту традицию и сегодня иногда видим по телевизору, когда встречают почётных гостей. В отличие от Симона, женщина целовала ноги Иисуса. Фарисей не предложил Иисусу масло на голову, хотя это тоже было в их традициях гостепреимства для дорогих посетителей зажиточных домов. А женщина на ноги Иисуса вылила полный сосуд драгоценного мира, что видимо составляло, всё её сбережение. Библия не называет имени грешной женщины. Богословы выдвигают свои предположения, считая что, возможно, это Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов (см. Лук.8:2), или женщина, взятая в прелюбодеянии, которую Господь спас от побиения камнями (см. Иоан. 8:3-11), или женщина из Вифании, которая вылила миро на голову Христу (см. Матф.26:6-10). У всех этих гипотез есть как сильные, так и слабые стороны, касаемые несовпадения времени, места или участников событий. Для понимания сути данной притчи, установление личности женщины не играет большой роли. Если бы Иисус или апостол Лука сочли это важным, то дали бы информацию для идентификации. О женщине мы знаем главное – она была грешницей. Фарисей же не чувствовал себя грешным, не имел нужды в покаянии, прощении (смотри толкование на притчу о фарисее и мытаре Лук.18:9-14), и поэтому не испытывал уважения, любви и даже некоторого страха перед представителем Бога, Который посетил его дом. Хотя, приглашая Иисуса к себе на обед, он не исключал того, что Он Божий пророк. Возможно приглашение было вызвано интересом или чистолюбием, но не любовью к Богу, ведь иначе он бы оказал все почести дорогому гостю. Женщина же наоборот, чувствуя себя грешной, нуждалась в Боге. Она любила Создателя, зная из Писаний, что Он считает людей Своими детьми (Пс.102:13; Прит.3:12; Исх.34:6,7) и поэтому любит их прощать (Мих.7:18). Скорее всего, Господь освободил её от каких-то пристрастий или слабостей (Иоан.8:36). В этом контексте подходит Мария Магдалина, впрочем, как и другие «женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней» (Лук.8:2). «Грешница» верила, что Бог её любит и прощает её покаянные пригрешения. Это вызвало её ответную любовь. Услышав, что в их город пришёл пророк Господа, которого многие считали Христом и Сыном Божьим, любовь к Творцу вылилась в любовь к Его представителю. Она плакала от счастья, что оказалась ближе к Богу. Ошибкой является думать, что грешная женщина рыдала от угрызений совести, слезами желая разжалобить Господа, вымаливая у Него прощение, и подкупая Его драгоценным миром. Поступок женщины Иисус описывает как проявление любви, а не как эмоциональный срыв и взятку. Покаяние уже до этого призошло в сердце той женины. Слёзы и миро были актом благодности Богу за исцеление от греха. В ответ на это Иисус объявил ей о прощении. Лук.7:48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи… 50 … вера твоя спасла тебя, иди с миром. Посмотрим на последовательность фактов в этой истории: 1. Грешная женщина. 2. Благодарная женщина. 3. Женщине прощаются грехи. В этой цепочке, логичным будет, между первым и вторым пунктом, увидеть освобождение женщины от греха. Бог её освободил, она за это искренне благодарна, что и проявилось в её жертвенном поступке. Нельзя заставить полюбить, к любви нельзя принудить. В ответ на проявление ею признательности, идущей от чистого сердца, Иисус подтвердил то, во что верила женщина: «Прощаются тебе грехи». Ниже Он добавил: «вера твоя спасла тебя». О какой вере речь? В Бога тогда верили все Иудеи, так как атеизма ещё не было. Вера различалась лишь в разном проявлении её в жизни конкретного человека. Израильтяне тогда могли неправильно понимать те или иные заповеди Божьего закона, неверно толковать Писание, иметь неправильное представление о Боге и Его характере. Вера той женщины была правильной в понимании характера Творца. Она услышала, что Господь был рядом, и из благодарности поспешила послужить Ему всем, что имела. В этой притче не нужно искать прототипы у героев. Они лишь помогли сформировать картинку, которую затем истолковал Сам Иисус. Навряд ли здесь Бог — займодавец, ведь Он ничего не даёт людям взаймы, требуя затем возврата. Также и должники это не грешники, так как ничего они не могли занять у Бога, чтобы потом нужно было возвращать. Христос символически представил фарисея должником меньшей суммы, а грешницу — с большим долгом, чтобы продемонстрировать зависимость размера прощения и благодарности. Наверное, многие христиане видели в своих общинах людей, которых Бог избавил от тяжелых пристрастий и пригрешений. Кого-то Господь освободил от курения, наркотиков, алкоголя, кого-то от клиптомании, кого-то от игромании… Чаще всего такие люди больше любят Бога, активнее служат Ему, ведь они сильно благодарны Спасителю. Именно об этом в данной притче говорит Иисус. Поэтому завершает своё обращение к фарисею Он словами: Лук.7:47 прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. ВЫВОД из притчи о двух должниках: Люди, которые не считают себя грешными, и не видят своих зависимостей, обычно меньше нуждаются в Боге, потому что не чувствуют нужду в покаянии и прощении. Они меньше благодарны Творцу и меньше любят Его. При этом, вовсе не значит, что эти люди не имеют грехов и недостатков. Наоборот, обычно у них их много. Просто часто они скрыты, не бросаются в глаза, не выносятся из семьи, поэтому они закрывают на них глаза, не считая важными. Такие лжеправедники сравнивают себя с людьми, грех которых очевиден, и на их фоне чувствуют себя вполне благополучными. Проблема в том, что такие люди реже каются, меньше просят Бога о помощи в оставлении грехов и исправлении недостатков характера, а значит меньше получают чудес от Господа, и поэтому меньше Его любят. Обратный пример – это женщина из притчи. Мы не знаем какое зло ей овладело, и от какого греха освободил её Господь. Главное, мы видим её нужду в Боге, любовь и благодарность к Нему. А в ответ на чистое средце, на действенную любовь к Спасителю, Господь простил все её прошлые грехи. О такой эмоциональной связи с Господом писал Давид: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19 см. также Пс.50:19, Ис.57:15). Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|