Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о неверном управителе. Толкование Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о неверном управителе. Толкование





     

Притча о неверном управителе. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о неверном управителе Лук. 16:1-9

Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. 9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Сначала определим адресата: притча о неверном управителе обращена к ученикам Христа.

Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим

Смотрим вокруг и исследуем контекст. в предыдущей 15 главе, Иисус произносит несколько притч в контексте Его конфронтации с фарисеями. Христос сравнивает отношение к грешникам со стороны Бога, и со стороны фарисеев, явно укоряя последних. Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне обличают духовенство в отсутствии у них человеколюбия, милосердия и прощения. Фарисеи в Лук. 15:2 Иисуса обвинили в том, что Он ест с грешниками. Христос, на это обвинение, в ниже следующих притчах говорит о Божьей любви и прощении.

То есть контекст – это конфронтация Иисуса с фарисеями на предмет истинной и ложной праведности. Начинается череда притч о потерянной овце, драхме и блудном сыне (Лук. 15:4-32) с обращения к фарисеям (Лук. 15:2,3). В следующей, 16 главе, в исследуемой нами притче о неверном управителе, Христос говорит к ученикам (Лук.16:1). А далее вновь идёт обращение к фарисеям (Лук.16:14,15), которые, вместе с учениками слушали эти притчи.

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим выше заявленную концепцию. Определенная тема над притчей не открывается, ведь выше, как мы отметили, приведены несколько притч. Посмотрим ниже, есть ли истолкование. Истолкования притчи мы не видим. Посмотрим в этой притче сравнение: а вот сравнение в притче наблюдается. Вспомним принцип притч со сравнением: если малое верно, то большее, тем более верно, и наоборот, если малое не верно, то большее тем более не верно. В нашем случае, с 1 по 7 стихи 16 главы Евангелия от Луки — это предыстория, 4, 8 стих – это малое, 9 – большее. Далее с 10 текста идут наставления и выводы, по-разному описывающее аксиому: если малое верно, то большее тем более верно.

То есть данная притча о неверном управители – это СРАВНЕНИЕ на тему человеческой находчивости, догадливости и дальновидности.

Приступим к непосредственному анализу текста притчи о неверном управителе, Лук. 16:1-9

Сегодня зачастую эту притчу понимают неверно, выдергивая из контекста некоторые её стихи. Давайте их разберем

Лук.16:8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

В данных словах Христа некоторые люди видят похвалу управителю и сильно удивляются. Однако тут не похвала, а прямой САРКАЗМ Иисуса. Ведь как можно похвалить вора?! Мало того, что он изначально обворовал господина, так потом перед увольнением, он еще сильнее обокрал работодателя, причем, втянул в грех и оферу других людей. Саркастическая похвала здесь касается исключительно находчивости управителя и его дальновидности. Пользуясь ситуацией и властью, он пытается выжать потенциальную пользу для себя, даже будучи уже обвиненным в воровстве, см. Лук.16:1. Втянув в обман других, он рассчитывает в будущем получить с этих людей какую-то выгоду.

Тематику сарказма подтверждают слова Самого Иисуса: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Посмотрите внимательно, управляющего Христос противопоставляет «сынам света». А кто антипод сынов света? По логике, это должны быть сыны тьмы. Значит, «сыны века сего» в причте - это сыны тьмы. Обычно фраза «века сего» указывает на жизнь в мире без Бога, что особенно видно в словах апостола Павла: «Наша брань … против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Таким образом стих Лук.16:8 саркастически хвалит управляющего за его выдумку и хитрость, подчеркивая, что нечистые на руку люди порой проявляют догадливость, даже опережая сообразительностью и изобретательностью порядочных людей (сынов света).

Следующий, 9-й текст, также часто ставит читателей в затруднение.

Лук.16:9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Данный текст нельзя толковать отдельно от предыдущего. Если в предыдущем, 8-м стихе, Иисус саркастически хвалит управляющего, подчеркивая его догадливость, которую тот проявлял, заботясь о своем будущем, то и в следующих словах мы должны искать продолжение той же мысли. Мы её и видим. Иисус нам советует приобретать себе друзей всеми доступными средствами, так как в будущем такая дружба может помочь, вплоть до попадания в вечные обители.

Конечно, читателя смущает фраза «богатством неправедным» и большинство богословов пытаются найти её толкование, подбирая активы, которые можно назвать «неправедными». Обычно говорят, что «неправедные» активы — это время или доходы, которые мы по сути не заслужили, а значит, они по праву принадлежат не нам, а только Богу. Но мы должны помнить, что элементы притч Иисуса могут не иметь прототипов (об этом мы говорили во Вступлении), и особенно это касается притч сравнений. Возьмём, например, притчи о неправедном судье и ленивом друге, где нет прототипов. Ленивый друг и судья там не прообразы Бога! Так и тут. Не нужно искать толкования и прототип на «богатство неправедное», так как в притче его нет. В оригинале слово «неправедный» имеет переводы: несправедливость, неправда, неверность, беззаконие, вред, ущерб. Неужели Иисус призывает, чтобы Его последователи пользовались таким неправедным богатством? Неужели только «богатством неправедным» Господь советует приобретать себе друзей? Почему Христос не говорит, что христиане должны пользоваться и праведным богатством? Да потому, что в притче нет акцента именно на важности НЕправедного богатства. В этой притче Иисус лишь указывает на изобретательность и активность неправедного управителя, призывая Своих праведных учеников, тоже проявлять старание и догадливость в приобретении друзей, как это делал герой истории.

Посмотрите, в притче сравниваются ситуации от малого к большему, сопоставляются неправедный и праведный. В обоих случаях есть 1) люди, 2) дела и 3) желание куда-то попасть:

Малое: 1) неправедный управитель 2) придумал и реализовал план, благодаря которому он сделал «добро» некоторым людям, 3) рассчитывая, чтобы в будущем они его «приняли … в домы свои» (Лук.16:4).

Большее: Иисус призывает 1) праведных 2) изыскивать разные возможности, чтобы делать добро другим людям, 3) ведь приобретенные так друзья могут в будущем оказать большую помощь, вплоть до спасения, помогая войти в «вечные обители» (Лук.16:9).

То есть, Христос саркастически хвалит активность неправедного управителя, сравнивая её с пассивностью многих праведных людей, призывая последних прикладывать больше усилий в приобретении друзей, и в делах спасения.

Далее, с Лук.16:10, после рассказа о нечестном человеке – неправедном управителе, идут выводы и примеры от малого к большему, в которых показаны последствия неблаговидных поступков людей, с призывом не следовать их примеру. Ведь попустительство даже малому соблазну, и смирение с небольшим грехом, могут привести в дальнейшем к большим проблемам, и иметь далеко идущие негативные последствия.

Лук.16:10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Если человек поступает честно с определенным объемом вверенного ему имущества/активов/задач, то он будет поступать также честно и с большим объемом имущества/активов/задач. А если человек поступает НЕчестно с определенным объемом вверенного ему имущества/активов/задач, то он будет поступать так же НЕ честно и с большим объемом имущества/активов/задач.

Лук.16:11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит (вверит) вам истинное?

Здесь слово «неправедное» противопоставляется «истинному». Раньше словарный запас был низким, и одно слово могло иметь много значений в зависимости от контекста. Если человеку доверили НЕистинное богатство (ненастоящее богатство, то есть имеющее низкую ценность), и он был неверен в его хранении и управлении, то никто в будущем, не доверит этому человеку истинное (настоящее) богатство. Есть другой вариант толкования — сотериологический, то есть касаемый спасения (раз выше речь идёт о вечных обителях): если человек поступал НЕправедно с земным богатством, то кто доверит ему небесное.

Лук.16:12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Если человек поступал НЕправедно с чужим имуществом, то кто подарит и доверит ему имущество в собственность!?

Лук.16:13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Так как в этой притче не раз упоминались материальные блага, заканчивает эту мини-проповедь Иисус предупреждением об опасности сребролюбия, то есть любви к деньгам – маммоне. Если у человека два господина, то одному он точно будет менее верен. И конечно, если один из этих господ маммона, то есть любовь к деньгам, то другой господин – Бог – всегда будет на втором плане.

Лук.16:14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Эту притчу слушали и фарисеи. Фарисеям и саддукеям была «доверена» Тора (Писание). Фарисеи рассматривали себя управителями Торы. При этом, по факту, они не верно её понимали и доносили до людей. Иисус здесь указал фарисеям на их лжеправедность и сребролюбие: тяга к богаству помешала им быть верными служителями Господа. Если неверен в малом, кто доверит ему большее? То есть, теперь фарисеям уже нет доверия, и задачи духовного лидерства в Новом Завете уходят к ученикам Христа.

Вывод притчи о неверном управителе: Если «малый», то есть нечестивый, старается заводить хорошие отношения с людьми, заботясь о будущем, то тем более «бо́льший», то есть праведный, должен стремиться заводить добрые отношения с людьми, заботясь о будущем и о вечности.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о неверном управителе. Комменатрий, БИБЛИЯ