Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о неводе, закинутом в море. Толкование Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о неводе, закинутом в море. Толкование





     

Притча о неводе, закинутом в море. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о неводе, закинутом в море Матф.13:47,48

Матф.13:47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

Сначала определим адресата: притча о неводе, закинутом в море, обращена к ученикам Христа: «И, приступив, ученики сказали Ему… 11 Он сказал им (Матф.13:10,11)

Смотрим выше, ниже ищем общий контекст. Эта притча входит в блок притч о Царствие Небесном: притчи о зерне горчичном, о закваске, о сокровище, скрытом на поле, о купце и драгоценной жемчужине, о закинутом в море неводе (Матф.13:31-33;44-50). Выше этого блока также расположены притчи о Царствии Небесном – о сеятеле (Матф.13:3-23) и человеке, посеявшем доброе семя на своем поле (Матф.13:24-30, 36-43); ниже – заключение Иисуса о Царствии Небесном. (Матф.13:51-53)

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Есть ли в этой притче сравнение «если малое верно, то большее, тем более верно»? Его не видно. Посмотрим выше тематику: четкая тема заявлена в начале притчи “Подобно Царство Небесное” (Матф.13:47). Проверим под притчей истолкование: истолкования нет. Значит, мы имеем дело с притчей-иллюстрацией. Цель каждой притчи данного блока - проиллюстрировать какие-то стороны или характеристики или особенности Царствия Небесного.

Делаем вывод, что это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ о Царствие Небесном.

Перейдем к непосредственному толкованию притчи о неводе, закинутом в море Матф.13:47,48

Царствием Небесным (Божьим) в Новом завете обозначаются несколько понятий: истинная вера, ведущая человека к спасению (см. Лук.17:21), приближение Бога к людям на земле (см. Матф.3:1; 4:17) и Божье Небесное Царство.

Притча о неводе, закинутом в море, показывает определенную сторону Царствия Божьего, а именно Великий Суд в конце нашего мира, по окончании которого человек войдет или не войдет в Небесную Обитель. Поэтому не случайно Иисус поставил данную притчу в конце серии притч о Божьем Царствии.

Эта тема уже выше поднималась. О суде, наказании нечестивых и награде праведных, Иисус говорил в Матф. 13:40-43, поясняя притчу о человеке, посеявшем доброе семя. И тут Иисус снова иллюстрирует данную мысль. Причем эта притча заканчивается разъяснением – выводом:

Мафт.13:49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Как мы видим, притча о неводе содержит признаки иллюстрации, но имеет и истолкование. В истолковании видно, что в конце века «злых» отделят от «праведных», и их ждет разная участь. В этой притче нам представлена картина рыбалки с помощью невода – закидываемой в море сети. Кто участвовал в подобной ловле рыбы или видел её по телевизору, тот знает, что закинутый невод несёт в себе всё, что в него попадется, то есть всё, что больше, чем ячея сети. Поэтому рыбаки, вытянув невод, трудятся, чтобы отделить хорошу рыбу от всяких водных обитателей, непригодных в пищу, а также от водорослей. Нужно знать, что согласно Торе (закону Моисея), Божий народ может кушать из морcкой и речной живности только рыбу, имеющую чешую и перья (Лев.11:9,10). Некоторые исследователи полагают, что так Бог заботится о Своем народе, так как остальные живые существа в воде выполняют роли фильтраторов и санитаров, «вбирая» в себя разные загрязнители и падаль.

Таким образом, улов невода необходимо тщательно перебирать, чтобы выбрать из него только хорошую рыбу, пригодную для еды. Такой иллюстрацией Иисус описал предстоящий Великий Суд. Невод, как было отмечено выше, тут похож на другую иллюстраницию Суда – на жатву, где пшеница отделяется от сорняков в притче о добром семени и плевелах (Матф.13:24-30; 36-43). Когда невод наполнился (жатва созрела), пришла пора собирать улов (урожай). Суть в том, что Ангелы будут внимательно исследовать каждого человека, и в Царствие Небесное не попадут многие люди, если они не будут соответствовать определенным Божьим критериям. Праведных Ангелы оставят для наследия Царствия Небесного, а нечестивых ждёт геенна огненная.

Отметим, что Иисус, рассказав ученикам несколько притч о Царствие Небесном, в конце спрашивает их: «Поняли ли вы все это?».

Матф.13:51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

На их положительный ответ, Иисус даёт заключение: те знатоки Писания, которые понимают суть учения о Царствии Небесном, подобны богатым людям, которые ценят как старые, так и новые сокровища. Тут Иисус имеет в виду, что люди, изучающие Писание, должны ценить как весть прежних пророков, так и учение, принесенное Иисусом Христом.

ВЫВОД из притчи о неводе: Иисус в притче показывает неотвратимость суда над каждым человеком. Придёт время, когда невод «наполнится», и Иисус вернется за верным Ему народом. Тогда людей ждёт суд, где будет решаться посмертная участь каждого. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Хороших «соберут в сосуды», то есть примут в «вечные обители» (Лук.16:9), а «делающих беззаконие» (Матф.13:41) выбросят вон, то есть лишат доступа в Царствие Небесное.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о неводе, закинутом в море. Комменатрий, БИБЛИЯ