|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16. Толкование
|
Притча о работниках в винограднике. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16 Матф.20.1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. 5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. 8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса, что обозначено в конце предыдущей главы Матф.19:23 Иисус же сказал ученикам Своим Смотрим выше и ниже, определяем контекст: до притчи, в конце предыдущей главы, Иисус рассуждает о спасении. Сначала на эту тему он общается с богатым юношей (Матф.19:16-22). Потом говорит, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Матф.19:23). Затем ученики спрашивают Иисуса: «Кто же может спастись?» (Матф.19:25). А далее Петр конкретизирует этот вопрос, интересуясь относительно их будущего (Матф.19:27). Следом за притчей идет другая история, где Иисус, приближаясь к Иерусалиму, рассказывает ученикам о предстоящем Его страдании (Матф.20:17-19). Теперь попытаемся определить Типологию этой притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Как мы увидели, под притчей её истолкования нет. В притче нет сравнения: если малое верно, то большее, тем более верно. Зато перед притчей обсуждается тема о спасении, в рамках которой, апостол Петр спрашивает Иисуса о будущем воздаянии ему и остальным ученикам. После ответа на этот вопрос, Христос приводит исследуемую притчу, как иллюстрацию к своему ответу. Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему спасения. Для того, чтобы правильно понять притчу-иллюстрацию, надо внимательно исследовать выше поднятую тему, которую она иллюстрирует. Давайте подробнее рассмотрим разговор, предшествующий притче. Иисус, с 16 по 22 тексты предыдущей 19 главы Евангелия от Матфея, общается с богатым юношей. Господь, на его вопрос о наследии жизни вечной, говорит, что для этого надо соблюдать Божьи заповеди. Если же молодой человек сильно ратует о спасении, то ему нужно добиваться совершенства, а именно — продать имение и следовать за Христом. Отвлечёмся немного от толкования притчи и поговорим о богатстве. Иисус, как и все пророки, и апостолы, не учит тому, что богатство — это грех. Герои веры Авраам, Соломон, Давид, Иаков (Израиль) и многие другие были очень состоятельны. Дело не в богатстве, а в отношении к нему. В Священном Писании много говорится о сребролюбии, как оно часто овладевает сердцем человека и отдаляет его от Бога. Поэтому, в Библии дается совет: не гнаться за богатством (Прит.23:4; 27:24; 28:6; 28:20). Слова на счет продажи имения в 19 главе Евангелия от Матфея были обращены не ко всем людям, а непосредственно к одному конкретному юноше. Господь Иисус сердцеведец. Он увидел сердце того молодого человека. В нём было много доброго. И он действительно желал быть ближе к Богу и войти в Царствие Небесное. Но Христос увидел и другое в сердце того юноши. А именно — тягу и любовь к богатству. Иисус, видя внутренний мир зажиточного парня, понял, что со временем тяга к накопительству может пересилить его благие религиозные порывы: ожесточит сердце и уведёт от Бога. И тогда, тот юноша может лишиться жизни вечной, о которой так мечтал. Именно поэтому, Иисус ему дал такой совет. Если уж он хочет «быть совершенным» (Матф.19:21), то есть иметь надежду на наследование Царства Божьего, то ему нужно отказаться от второй своей привязанности — мамоны — любви к богатству и роскоши (Матф.6:24). В другом Евангелии четко видно, что Иисус полюбил того юношу и поэтому дал ему этот конкретный совет: Мар. 10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. Тот аргумент, что богатому тяжело наследовать вечность, Иисус подкрепил сразу после разговора с юношей, сказав знаменитую фразу: Матф.19:23 трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 … удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Христос не сказал, что это не возможно, но акцентировал внимание на том, что это сложно. Далее, cделав вывод, что наследовать жизнь вечную не так уж просто, ученики задали Иисусу вопрос: Матф.19:25 так кто же может спастись? И получили от Христа ответ, суть которого в том, что человеку невозможно спастись собственной силой, но с Божьей помощью нет ничего невозможного: Матф.19:26 человекам это невозможно, Богу же все возможно. После этого прозвучал вопрос апостола Петра на ту же, обсуждаемую, тему спасения: Матф.19:27 вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? На ответ Иисуса нужно обратить особое внимание, так как он напрямую касается последующей за ним притчи, которую мы разбираем. Ответ Христа кратко можно изложить в трех тезисах:
То есть Иисус в ответе пообещал Своим последователям вечную жизнь в Царствии Небесном. Но закончил обетование Иисус странными словами, которые повторил и в конце притчи. Матф.20:16 будут последние первыми, и первые последними. Это не совпадение, а доказательство того, что притча из 20-й главы иллюстрирует слова Иисуса из предыдущей 19-й главы. В оригинале нет деления текста на стихи и главы, поэтому повествование правильней делить по темам, а не по искусственным разделениям. Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о работниках в винограднике Матф. 20:1-16.Иисус сразу в первом тексте притчи заявляет, что она иллюстрирует Царствие Небесное: «Царство Небесное подобно» (Матф.20:1). Из последующей истории о найме работников понятно, что речь идёт о процессе попадания в него. Хозяин дома вышел утром, сразу после восхода солнца, чтобы нанять работников в свой виноградник. Наёмникам он пообещал один динарий за работу на протяжении светового дня. Исторические источники свидетельствуют, что динарий в то время получал воин за дневную службу в армии Римской империи. Работа воина в то время была престижной, что говорит о достаточной ценности динария, и как следствие о достойной оплате, обещанной хозяином виноградника своим работникам. Около третьего часа, хозяин нанял новых работников, дополнительно к тем, которых он подрядил рано утром. Около третьего часа – это значит через три часа после восхода солнца. Раньше в Израиле сутки считались от захода солнца до захода солнца, то есть от вечера до вечера (Лев.23:32). А световой день делился на 12 часов, начиная с восхода солнца и до заката (Иоан.11:9). Нужно понимать, что солнце на востоке садится рано, а ночи ужасно темные, особенно в осенне-зимний период, что подтвердят те, кто был в туристической поездке в Израиле или Египте. Хозяин еще несколько раз добирал работников – около 6, 9 и 11 часа. Нанятые в последнюю партию около 11 часа проработали всего около 1 часа (см. Матф.20:12), в то время как приглашенные первыми трудились 12 часов – от восхода до заката. Поэтому, когда хозяин раздал всем нанятым работником по 1 динарию, пришедшие первыми возроптали на работодателя и завозмущались: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Матф.20:12) По-человечески их понять можно, ведь им досталась тяжелая по сравнению с остальными работа – они трудились дольше всех, причем, застав жаркие (знойные) часы. Они разумно полагали, что заслужили большую награду, чем последние. То есть, они своё вознаграждение начали мерить от последних наемников, забыв об их договоренности с хозяином: раз последним, проработавшим всего 1 час, хозяин дал оклад в 1 динарий, то нам – проработавшим 12 часов, явно положена оплата 12 динариев или хотя бы премия за сложный труд и переработку. Между тем, если быть объективным, то хозяин их не обманул, а заплатил ровно столько, сколько и пообещал – 1 динарий. Последних нанятых, работодатель приравнял по оплате к первым. Но ведь это его деньги, и он вправе благодарить и одаривать кого и как захочет. Последних нанятых, работодатель приравнял по оплате к первым. Но ведь это его деньги, и он вправе благодарить и одаривать кого и как захочет. Матф.20:8 говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых... 14 Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе (первому) И опять мы видим первых и последних, о которых было упомянуто перед притчей (Матф.19:30) и которыми притча закончилась (Матф.20:16). Явно, это не случайно. Вспомним, что притча о работниках в винограднике иллюстрирует ответ Иисуса на вопрос Петра об их спасении: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф.19:27). Петр явно рассчитывал, что Иисус пообещает им, апостолам, занять лидирующие должности в Царствии Небесном. Но в ответ ученики услышали, что они наряду с другими, последовавшими за Ним и пожертвовашими чем-то дорогим, наследуют жизнь вечную и будут судить 12 колен Израилевых. Некоторые исследователи Библии, читая текст Матф. 19:28, считают, что 12 апостолов займут 12 престолов Великого Суда – каждому апостолу по престолу. Однако, Иисус не это тут имел в виду. Этому есть доказательства:
12 – это символическое число полноты, поэтому было 12 колен Израиля, 12 апостолов, у небесного Иерусалима будет 12 ворот и 12 оснований (Отр.21:12,14). Предположительно в Матф. 19:28, 12 престолов символизируют суд присяжных Великого Суда, в числе которых будут искренние верующие, включая конечно и апостолов. Текст «будут первые последними, и последние первыми» (Матф.19:30) перед исследуемой притчей и весь посыл самой притчи Матф.20:1-16 как раз показывают, что первым, то есть апостолам, будет такое же вознаграждение, как и последним работникам Христа, а последним, как первым. Данную притчу Иисус как раз и привел в качестве иллюстрации на ответ Петру. Апостола интересовала награда, которую он получит за то, что оставил всё и последовал за Христом. Иисус успокоил его, пообещав вечную жизнь. Но никакого лидерства в пакибитии Спаситель апостолам не гарантировал. Наоборот, через притчу Иисус проиллюстрировал мысль: не смотря на то, что апостолы были первыми и прошли через гонения, всё же, они получат столько же, сколько и другие последователи Христа, которые будут жить в последующие годы. И даже те, кто застанут Второе Пришествие Иисуса живыми, то есть совсем немного потрудятся на Божьей Ниве, всё равно получат, как и остальные последователи Господа – жизнь вечную и право участвовать в суде над миром (Откр.20:4). И тут нет никакой несправедливости, ведь первые получат обещанное Иисусом, а последние примут незаслуженный дар по Великой Его щедрости и благости. В этой притче нет чётких прообразов. Ведь в притчах Иисуса далеко не всегда есть прототипы у героев. Зачастую, некоторые герои нужны для формирования картины, которая сама по себе несет весть наставления. Хозяин виноградника тут не символизирует напрямую Бога, а лишь иллюстрирует справедливость и одинаковость вознаграждения. Бог ведь не выбирает Себе служителей из желающих претендентов, и не заставляет одних служить больше, чем других. Любой человек свободен и может стать учеником Господа и даже Его служителем, когда пожелает. Час «расплаты» тут указывает на Второе Пришествие Христа. И опять же, работники это не прообразы апостолов и служителей Христовых. Не хочется думать, что апостолы после Второго Пришествия Иисуса, будут сетовать на Господа за то, что получили «малое» вознаграждение, равное с другими Его последователями. Показательно, что тема приоритетного вознаграждения апостолам, поднимается и далее после притчи. В 20 главе Евангелия от Матфея с 20 по 23 стихи мать Иоанна и Иакова Заведеевых просит Иисуса, чтоб тот посадил её сыновей справа и слева от Себя в Его Царствии. На что Тот ответил отказом, заявив, что не Он решает вопросы небесной иерархии. Матф.20:23 Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим. А далее в Матф.20:25-28 Иисус дает наставление Своим последователям, чтобы они не возвышали себя, но наоборот были готовы смиренно служить другим. Остается дать комментарий на последние слова из притчи: Матф.20:16 ибо много званых, а мало избранных. Толковать эту фразу нужно в контексте всей притчи. По факту, на земле мало людей, которые уверовали в Господа и сделали Его приоритетом своей жизни. Большинство людей либо являются неверующими, либо номинально верующими, либо вообще язычниками. То есть служителей у Бога не так уж много. Зато очень много тех, кого Бог призывает к Себе! Таким образом, фраза «много званых, а мало избранных» говорит о том, что Бог многих призывает к Себе, но мало кто откликается. И все, откликнувшиеся, хоть первые, хоть последние, получат одинаковое вознаграждение от Господа. Фраза «много званых, а мало избранных» используется Иисусом и в другой притче о брачном пире (Матф.22:14), также указывая на людей, которые отдают приоритет в своей жизни Богу. ВЫВОД из притчи о работниках в винограднике: Бог справедлив и благ. Все Его верные последователи получат вознаграждение – жизнь вечную! Не напрасно они претерпели трудности и страдания – их ждёт награда. И не важно, когда они родились и сколько успели послужить. Главное, чтобы делали они это искренне с любовью к Богу и людям. Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|