|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о безумном богаче Лук. 12:16-21. Толкование
|
Притча о рабе (работнике), пришедшем с поля. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о рабе (работнике), пришедшем с поля Лук.17:7-10Лук.17:7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? 8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Сначала определим адресата притчи: Иисус обращается к Своим ученикам. Лук.17:1 Сказал также [Иисус] ученикам … 5 И сказали Апостолы Господу … 6 Господь сказал Читаем вокруг и определяем контекст повествования: выше — наставление ученикам о соблазнах, согрешении брата и вере (Лук.17:1-6), ниже – путь в Иерусалим с историей о десяти прокаженных (Лук.17:11-19). Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим в данной притче сравнение: «если малое верно, то большее, тем более верно», — его нет. Посмотрим выше заявленную тему. Над притчей Христос даёт наставление ученикам о соблазнах, о самоконтроле, о вере: «невозможно не придти соблазнам … наблюдайте за собою … если бы вы имели веру с зерно горчичное» (Лук.17:1-6). Поищем, есть ли под притчей истолкование. Истолкование есть в виде поясняющего вывода: «Так и вы» (Лук.17:10). Делаем вывод: это притча с ИСТОЛКОВАНИЕМ на тему жизни и служения последователей Христа. Притупим к непосредственному толкованию притчи о работнике / рабе, пришедшем с поля Лук.17:7-10Иисус описывает ситуацию, когда раб (работник — пастух или пахарь) приходит после трудового дня домой – в имение своего господина, где он проживает всесте с хозяином. В те времена слуги, и тем более рабы, не редко жили в хозяйском имении. Напомним, что раб в Библии не обязательно описывает невольника в цепях, а чаще обозначает работника или слугу. Согласно Торы, рабом называли и тех, кто отрабатывал долг у займодавца (Втор.15:12). Итак, по возвращении после трудового дня, по логике, работника должны ждать отдых и принятие пищи. Но навряд ли хозин сразу отправит его наслаждаться покоем. Сначала господин попросит его приготовить ему ужин и прислуживать ему за трапезой. И только потом хозяин отпустит слугу отдыхать и заниматься своими делами. Станет ли особо хвалить хозяин раба за то, что тот прислуживал ему, будучи усталым после работы? Иисус говорит: «Нет». Ведь слуга по статусу должен служить своему господину. В этом нет ничего удивительного и сверхестественного. Раб тут не лишается еды и питья, а получает трапезу чуть позже, сначала поухаживав за господином. В этой притче хозяин иллюстрирует Господа, а слуги – последователей Христа, что пояснено Самим Иисусом в словах «Так и вы» (Лук.17:10). Но опять же, тут нет прямой аналогии, ведь навряд ли Бог проголодался, не имеет благодарности и не учитывает усталость верующих. Суть притчи в том, чтобы проиллюстровать необходимость служить Богу, не ожидая быстрой похвалы и скорого отдыха. Благодарность и покой ждут верующего, но не сразу, а тогда, когда все задачи Господа будут выполнены. Иисус показывает последователям, как должны они относится к служению на Божьей ниве. Лук.17:10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать То есть, слугам Господа нечем хвалиться, даже если они трудились сверх рабочего дня, если сделали больше, чем принято. Потому что, статус слуги Бога возлагает на них такую обязанность. Они, всегда должны быть готовы исполнить волю Творца, не ожидая сиюминутной награды. ВЫВОД из притчи о работнике / рабе, пришедшем с поля: Иисус проиллюстрировал Своим последователям, что их служение не будет лёгким. Им иногда придется перерабатывать, сдвигать отдых и приём пищи. Но при этом, Бог даст им и то и другое. Слуги Господа не должны гордится, тем что много трудятся на Божьей ниве, а должны принимать сложности служения, как должное. Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|