Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Все мне позволительно, но не все полезно. Толкование Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о сеятеле. Толкование





     

Притча о сеятеле. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о сеятеле Матф.13:3-8

Матф.13:3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Притча повторяется в трех Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. За основу мы возмём текст Матфея, не забывая и варианты других Евангелистов.

Сначала определим адресата, то есть тех, к кому обращался Иисус: притча обращена к народу, который собрался Его послушать. «И собралось к Нему множество народа, … И поучал их много притчами» (Матф. 13:2,3)

Смотрим выше и ниже, определяем контекст. Тема явно выше не обозначена. Здесь мы имеем новый смысловой отрывок, начинающийся с начала 13 главы. Ниже находится блок притч о Царствии Небесном, которое чему-то «подобно» (Матф. 13:24,31,33,44,45,47).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) с истолкованием, иллюстрация или сравнение. Перед притчей нет заданной концепции и не поднята какая-то тема, значит, это не притча-иллюстрация. Посмотрим в этой притчи сравнение: если малое верно, то большее, тем более верно. Его не видно. Посмотрим ниже, есть ли истолкование: начиная с текста Матф.13:18, Иисус прямо истолковывает данную притчу, то есть нам уже не надо думать, о чём она.

Делаем вывод, что это притча С ИСТОЛКОВАНИЕМ.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о сеятеле (Матф.13:3-8,18-23; Мк. 4:3-8,14-20; Лк.8:5-8,11-15)

Иисус Сам истолковывает данную притчу:

Матф.13:18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: 19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Из текста притчи видно, что речь в ней идет о Царствии Небесном: «ко всякому, слушающему слово о Царствии» (Матф.13:19). Кстати, и контекст нам говорит о том же: мы видим, что с этой притчи начинается блок притч о Царствии Небесном.

Семя – это услышанное человеком слово о Царствии Небесном. Напомним, данная притча повторяется также в Евангелиях от Марка (Мк. 4:3-8, 14-20) и от Луки (Лк. 8:5-8, 11-15). В Лук. 8:11 написано, что «семя есть слово Божие». То есть «семенем» в рамках притчи может быть как Священное Писание, так и просто весть о Боге и Его Царствии.

Речь в притче о том, что многие люди слышат цитаты из Священного Писания, а также рассказы людей о Боге и их свидетельства об опытах веры в Господа, но все по-разному относятся к услышанному.

Семя при дороге указывает на человека неразумного, который пренебрегает услышанным, поэтому семя не дает в нём даже маленьких корешков, но тут же похищается сатаной, не желающим, чтобы кто-то спасся.

Лук.8:12 Упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и НЕ СПАСЛИСЬ

Семя, посеянное в камнях (семя даёт небольшой корешок) — описывает человека непостоянного, не вдумчивого, легкомысленного, который вроде с радостью принимает веру в Господа, но при первых же проблемах, отрекается от веры, вместо того, чтобы довериться Богу и перенести испытания. Иными словами: «временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук. 8:13).

Семя в тернии (семя пускает корни и даже даёт расток, но ему не дают развиваться сорняки) — показывает человека, который слышит слово, верует в Бога, но вера не изменяет его изнутри, то есть не приносит плода, так как в приоритетах у него остаются «терния» — все мирские заботы, материальные ценности и развлечения (Мар.4:18,19). Бог и вера у таких людей на заднем плане, поэтому религия не оказывает на их жизнь существенного влияния.

Семя на доброй почве (семя даёт хорошие корни, и превращается в растение с плодами) — обозначает разумного человека, который услышав слово Божие, принимает его и ценит. Такие люди имеют крепкую веру, любят Божье слово, «хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод» (Лук.8:15), то есть изменяются изнутри и существенно меняют свою жизнь.

В притче мы видим четыре вида почвы, которые показывают отношение человека к Божьей вести - семени. При этом, Иисус ясно даёт понять, что все эти люди деляться лишь на два типа: в одних семя даёт плоды, а в других, по разным причинам, до плодов дело не доходит. Христос, объясняя первую почву у дороги, говорит, что эти люди не спасутся. По логике повествования, верующие, представленные двумя следующими видами почвы – с камнями и терниями, тоже могут потерять спасение, если вера в них так и не даст реальных плодов.

ВЫВОД: К каждому человеку Бог стучится в двери сердца (Иоан.1:9). Через обстоятельства, через людей, через услышанную и увиденную информацию, Он сеет веру в каждом сердце. От самого человека зависит, как он отнесётся к этому семени. Если будет лелеять его и растить до плодоношения, то наследует Царствие Небесное, а если не будет его ценить, то может потерять спасение.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о сеятеле. Комменатрий, БИБЛИЯ