Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом Мк. 4:26-29. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о двух должниках Лук. 7:41-43. Толкование





     

Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом Мар. 4:26-29

Мар.4:26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Сначала определим адресата: притча о семени, превращающемся в колос, обращена к ученикам Христа.

Мар.4:10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им

Смотрим выше, ниже исследуем общий контекст: эта притча расположена под притчей о сеятеле (Мар.4:2-20) и несколькими наставлениями Иисуса о праведной жизни и справедливости (Мар.4:21-25). Ниже находится притча о зерне горчичном, иллюстрирующая Царствие Божье, что заявлено прямо в тексте (Мар.4:30-32).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим в этой притчи сравнение: «если малое верно, то большее, тем более верно», его не нет. Посмотрим ниже, есть ли истолкование: истолкования тоже нет. Посмотрим выше тематику: тема озвучена Самим Иисусом, когда Он пояснял притчу о сеятеле «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия» (Мар.4:11). Значит, мы имеем дело с притчей иллюстрацией.

Делаем вывод, что это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему Царствия Божьего.

Перейдем к непосредственному толкованию притчи о семени, возрастающем в колос Мар.4:26-29

Мы уже разбирали блок притч о Царствие Небесном: о сеятеле, о добром семени и плевелах, о зерне горчичном, о закваске, о сокровище на поле, о купце, ищущем хороших жемчужин, о неводе, закинутом в море (Матф.13:1-50). Цель каждой притчи данного блока – проиллюстрировать какие-то стороны, характеристики или особенности Царствия Небесного.

В Евангелие от Марка 4 главе, описывается та же история, что и в 13 главе Евангелия от Матфея, где Иисус говорит притчи народу на берегу моря (Матф.13:1-3, Мар.4:1,2). Первой у Марка мы видим притчу о сеятеле (Мар.4:3-20), потом он рассказывает две притчи: о семени, которую мы исследуем, и зерне горчичном (Мар.4:30-32). Прочие притчи Марком не цитируются, только сообщается, что Иисус произнес их много: «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать» (Мар.4:33).

Напомним, Иисус говорил, что Царствие Божие внутри нас: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21).

То есть, Царствие Божие, которое внутри нас, можно понимать, как веру, преобразующую личность. Данная притча о семени призвана проиллюстрировать незаметный, но эффективный рост веры внутри человека.

Сначала было посеяно небольшое семячко, то есть человек где-то услышал о Боге. Потом внутри него начал происходить незаметный рост веры. Понемногу он начал обращать внимание на религию, интересоваться мнением о Боге у других людей, искать информацию о Творце. Показательно, что человек не заставлял себя этого делать, и никто не указывал ему. Вера в нём росла сама, как семя в земле раскрывается, пускает корни и даёт расток.

И со временем, эта вера преобразила человека, то есть из семени вырос колос и дал плод. То, что раньше человеку было не важным, теперь стало центром его жизни. Для него стали значимыми праведность, совесть и справедливость. Так, незаметно для многих людей, как впрочем и для самого человека, семя веры вырасло в нём в зрелый колос, наполненный зернами.

Символы «серпа» и «жатвы» (Мар.4:29) призваны показать на ценность для Бога полученного «урожая». Урожай — это преобразованная верой личность. Человека, спасенного для Царствия Небесного, Господь не желает терять, Он стремится собрать (пожать) этот урожай. И даже если из-за обмана сатаны, какой-то верующий начинает отходить от Бога, то когда возникает риск потерять ему вечную жизнь, Творец может «забрать» Своего дитя, чтобы спасти для вечности. Об этом пишет апостол Павел.

1Кор.11:30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает … 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

ВЫВОД из притчи семени, возрастающем неприметным образом: Вера в человеке появляется, как малюсенькая семечка, но со веменем незаметно растет, превращаясь в полный зёрен колос. Тут важно, чтобы семя попало на добрую почву. Ведь сатана не дремлет, и хочет погубить человека, пока семечко веры ещё не вырасло и не дало плода, что описано в притче о сеятеле (Лук.8:12).

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о двух должниках Лук. 7:41-43. Комментарий, БИБЛИЯ