Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о смоковнице и деревьях Лук.19:29-33, Матф.24:32-35, Мар.13:28-31







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о смоковнице и деревьях Лук.19:29-33, Матф.24:32-35, Мар.13:28-31. Толкование





     

Притча о смоковнице и деревьях. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет притчу: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о смоковнице и деревьях Лук.19:29-33, Матф.24:32-35, Мар.13:28-31

Лук.21:29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. 31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. 32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Эта притча повторена тремя Евангелистами, но мы рассмотрим вариант из Евангелия от Луки, так как только там прямо обозначено, что это притча.

Сначала определим адресата: Иисус обращается к Своим ученикам.

Лук.21:7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? … 10 Тогда сказал им

Определяем контекст: выше, над притчей, перечисляются события, предваряющие Второе Пришествия Христа (Лук.21:5-28). Сразу под притчей Иисус даёт наставление Своим ученикам относительно правильного Его ожидания.

Лук.21:34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого.

Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В тексте нет сравнения – если малое верно, то большее, тем более верно. Истолкования под притчей нет. А перед притчей Иисус прямо заявляет тему: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21:28).

Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему признаков Второго Пришествия Христа.

Перейдем непосредственно к анализу притчи о смоковнице и дерьвях Лук.19:11-27

В этой притче-иллюстрации Иисус показывает важность распознования признаков того, что исполнение пророчеств приближается.

Он приводит в пример смоковницу, и другие деревья. Когда на них начинают распускаться листочки, то люди понимают, что приближается лето. По такому же принципу, когда люди увидят озвученные Христом события, то должны сразу понять, что вскоре их ждёт исполнение пророчеств. Причем Иисус акцентирует внимание на том, что Его слова надежны и обязательно сбудутся: «Небо и земля прейдут (пройдут, кончаться), но слова Мои не прейдут (исполнятся)» (Лук.29:33).

Давайте посмотрим на предсказания Иисуса. Но вначале, мы должны представить происходящую картину.

До казни Христа оставалось два дня (Матф.26:1,2; Мар.14:1). Спаситель вместе с учениками посетил храм в Иерусалиме (Мар.13:1), и когда они отдалялись от него, апостолы решили обратить внимание Учителя на красивые здания храмового комплекса, прекрасный вид на которые открывался с Елеонской горы. Царь Ирод вложил в реконструкцию Иерусалимского храма огромные деньги, сделав его практически чудом света (Лук.21:5). Но Иисус неожиданно заявил им, что вся эта красота будет уничтожена.

Лук.21:6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

Эта информация потрясла последователей Христа. Нужно понимать, что для каждого Иудея, Иерусалимский храм являлся центром его религиозной жизни. Однажды, в 586 году до н.э., Вавилонский царь Навуходоносор разрушил первый храм, построенный Соломоном. Это событие было частью трагедии еврейского народа. Тогда, практически всё население Иудеи было насильно отведено в Вавилон. И лишь спустя 70 лет, в 516 году до н.э., был построен второй храм, иудеями, которые начали возвращаться из плена. Жизнь без храма, это неподдельный ужас для каждого еврея. Ведь даже когда храма нет, иудеи продолжают молиться в его сторону, что видно из истории Даниила (Дан.6:10). Евреи знали, что Вавилонское пленение было связано с их идолопоклонством. Они исправились, став страной с сугубо монотеистической религией, и поэтому были уверены, что подобной беды больше не повторится. Потеря храма второй раз, для евреев была сродни концу света. Они считали, что Бог не может ещё раз допустить разрушения святилища, а если это допустит, то не иначе как при кончине века.

Поэтому, когда Иисус дал пророчество относительно разрушения храма, ученики сразу задали Ему два вопроса, полагая, что речь идёт об одном событии.

Матф.24:3 скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

То есть, последователи Христа объединили два вопроса:

  1. Когда будет разрушение храма?
  2. Какие признаки Второго Пришествие Христа, сопряженного с концом света?

Именно на эти два вопроса и отвечал Иисус. Евангелисты, напомним, считали для себя оба этих события одновременными, поэтому перечисляли озвученные Христом признаки в свободном порядке. И вот какие признаки им назвал Иисус:

  • Появление лжехристов и лжепророков с чудесами (Лук.21:8; Мар.13:6,21,22; Матф.24:5,11,23-26)
  • Войны (Лук.21:9,10; Мар.13:7,8; Матф.24:6,7)
  • Природные катаклизмы – землетрясения, ужасные явления (Лук.21:11,25,26; Мар.13:8; Матф.24:7,29)
  • Голод и мор (смертельные болезни) по местам (Лук.21:11; Мар.13:8; Матф.24:7)
  • Осада Иерусалима и разрушение храма (Лук.21:20-24; Мар.13:14-20; Матф.24:15-22)
  • Гонения на христиан (Лук.21:12-17; Мар.13:9-13; Матф.24:9-13)
  • Знамения с неба (Лук.21:11,25,26; Мар.13:24,25; Матф.24:29)
  • Проповедь Евангелия по всем народам (Мар.13:10; Матф.24:14)

Ответ на первый вопрос о разрушении храма, Иисус связал с другим пророчеством, произнесенным Даниилом примерно за полтысячелетия до этого.

Дан.9:26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя

Христос прямо упоминает Даниила и приводит цитату из его пророчества о мерзости запустения.

Мар.13:14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (см. также Матф.24:15)

По мнению многих богословов, в пророчестве Дан.9:26,27 предсказано служение Христа, Новый Завет и разрушение Иерусалима вместе с храмом (святилищем). Иисус подтверждает, что это пророчество связано с Иерусалимом, и предупреждает, что вскоре Иудеев ждёт страшная трагедия. Поэтому, как только враг приблизится к городу, нужно срочно бежать из него.

Лук.21:20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его (предсказанное Даниилом): 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы

Христос был прав, те кто убежал перед осадой Иерусалима Римским полководцем Титом, спаслись, а оставшиеся в Иерусалиме Иудеи, подверглись жесточайшей длительной блокаде, сопровождающейся жутким голодом, каннибализмом, ужасными страданиями и многочисленными смертями.

Именно про падение Иерусалима с разрушением храма говорил Иисус, указывая на то, что многие, из слушавших Его, увидят это сами: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» (Матф.24:34, см также Мар.13:30).

Пожалуй, ещё гонение на христиан, можно отнести к ответу на первый вопрос, так как там упоминаются синагоги. Остальные же предсказания, по мнению многих теологов, относятся к последним временам. Судя по исполнению пророчеств, мы в них и живём. В частности, в ХХ веке из-за войн погибло гораздо больше людей, чем за любое столетие прошлых периодов жизни земли. А природных бедствий (землетрясений, наводений, цунами, пожаров и т.д.), стало на порядок больше, чем в прошлые века. Появление же Интернета позволило Евангелию достигнуть самых отдаленных уголков нашей планеты.

Получается, согласно притчи-илюстрации Христа, как молодые листочки на смоковнице указывают на приблежающееся лето, так сбыващиеся пророчества Иисуса, указывают на Его скорое возвращение.

При этом не нужно забывать и о том, что люди не должны пытаться установить даже примерную дату Второго Пришествия, ведь она является тайной даже для Ангелов.

Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (см. также Мар.13:32)

ВЫВОД из притчи о смоковнице и деревьях: Бог не оставил в неведении Свой народ. Господь нам дал признаки, указывающие на приблежение Его возвращения. И мы должны быть уверены, коль распускающиеся листочки на деревьях до сих пор сопровождают начало лета, так и исполнение пророчеств Христа указывают на приближение Его Второго Пришествия. И слово Господа не изменится!

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о смоковнице и деревьях Лук.19:29-33, Матф.24:32-35, Мар.13:28-31. Комменатрий, БИБЛИЯ