Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Все мне позволительно, но не все полезно. Толкование Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о талантах. Толкование Библии





     

Притча о талантах. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о талантах Матф.25:13-30

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…

Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Христа, что видно из первых стихов предыдущей главы.

Матф. 24:3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики

Смотрим выше и определяем контекст: он явно обозначен в Матф.25:13: ожидание Второго Пришествия Христа. Проанализировав предыдущие тексты, понятно, что данная притча входит в блок притч о Втором Пришествии Иисуса и вместе с ним наступлении Царствия Небесного. Выше Притча о десяти девах - Матф. 25:1-12. Ранее в Матф.24:45-51 притча о верном и благоразумном рабе, которого господин поставил над слугами своими пока не вернётся. Перед этим в Матф.24:42-44 иллюстрация о хозяине и воре. В каждом этом сюжете говорится об ожидании Второго Пришествия с Царствием Небесным (Матф. 24:42,44, Матф. 25:1,13). Ниже, под притчей – Суд после пришествия Христа (Матф.25:31-46).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении). В стихе Матф.25:13, который может быть, как началом данной истории, так и концом предыдущей, есть заданная тематика: ожидание Второго Пришествия Христа. Значит, возможно, это притча иллюстрация на данную тему. Проверим на предмет других типологий. Посмотрим в этой притчи сравнение: если малое верно, то большее, тем более верно, — его не видно. Посмотрим ниже, есть ли истолкование. Конкретных слов Иисуса, что Он истолковывает данную притчу, нет.

Делаем вывод, что это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему ожидания Второго Пришествия Христа.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о талантах Матф.25:13-30

Притча является частью речи Иисуса на храмовой горе, изложенной в 24 и 25 главах Евангелия от Матфея. В начале 24 главы ученики спросили Христа: «Скажи нам, когда это (разрушение храма) будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3). Иисус ответил на их вопросы и немного описал Своё возвращение с 4 по 41 тексты.

Затем, Иисус обратился к ученикам с призывом бодрствовать, приведя в пример хозяина дома, который всегда должен быть готовым к визиту вора.

Матф. 24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Именно призыв «бодрствуйте» предваряет серию притчей, иллюстрирующих, как именно надо бодрствовать в ожидании Второго Пришествия. Отвечая на вопросы учеников, Иисус акцент делает не на том, когда конкретно Он придёт, а на том, в каком состоянии будут Его последователи, когда Он за ними вернется.

В притче о благоразумном рабе, его злой антипод, не был готов к ранней встрече с Господом, ведь он думал что «не скоро придет господин» (Матф.24:48). Пять дев, наоборот, не были готовы долго ждать, и издержали масло, когда Господь сильно замедлил с возвращением. А лукавый раб в данной притче о талантах не делал того, что ожидал от него Господь. Как и предыдущие притчи блока, притча о талантах иллюстрирует, как «бодрствуют» ученики в ожидании Христа и последствия, связанные с тем, как именно они ждут возвращения Господа. В притче это видно прямо из текста.

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо [Он поступит], как человек

У некоторых героев этой притчи есть прообразы, и они прямо указаны в самом её тексте. Иллюстрируется, как поступит Иисус, когда вернется. Тут Христос, это человек, который уходит на время, а его рабы - это верующие, которые имеют поручения от Него.

В еврейских притчах, в отличии от басен Эзопа и Крылова, прообразы могут быть не у всех героев, о чём было отмечено во Вступлении. То есть, не у каждого образа в притче Христа может быть прототип. Некоторые герои или элементы притчи нужны лишь для полноты картины, но ничего конкретного они не обозначают. Цель притчи - дать иллюстрацию, чтобы лучше пояснить какую-то тему, осветить какой-то религиозный вопрос.

А у «таланта» в данной притче есть прообраз? Что такое «талант»? На этот термин есть много вариантов толкования.

Если мы примем, что «талант» это творческий дар свыше, например, красивый певческий голос, то неужели Бог отправит в ад, где «будет плач и скрежет зубов», человека, который не развивал эту способность?! Не слишком ли суровое наказание?

Теперь давайте представим, что талант это деньги, что вполне приемлемо, так как в оригинале данного текста, «талант» обозначает именно денежную единицу. Если талант это материальное имущество, то получается, что Бог дает материальные активы и заставляет их преумножать под страхом ада?! Те, кто занимался коммерческой деятельностью или игрой на бирже, знают как неимоверно сложно и рискованно вкладывать деньги в бизнес, акции или ценные бумаги. Нередко бизнес-вливания и бизнес-проекты прогорают, поэтому существует термин “предпринимательский риск”. То есть, раба, который не хотел рисковать чужими хозяйскими деньгами, понять вполне можно. Так, неужели, за отсутствия авантюрного характера и предпринимательской жилки его отправили в геенну? Навряд ли…

Более подходит под талант добродетель. Однако, добродетель Господь не может Сам раздавать: кому одну единицу, кому две, а кому пять… Добродетель формируется в человеке на протяжении всей жизни, конечно благодаря Богу, но НЕ без участия самого человека.

Не будем забывать, что господин поручил рабам свое «имение» (Матф.25:14). То есть, согласно тексту притчи, хозяин вверяет работникам заботу о своём имении. Если говорить о земном имении господина, то в него входит: недвижимое имущество, денежные средства, люди (слуги и рабы), средства производства (мельницы, точила, прессы для отжима масла), поля, виноградники, скот…

Из притчи-иллюстрации понятно, что господин в этой притче это прообраз Иисуса, а его рыбы – это последователи Христа. А какое имение у Господа Иисуса на земле, которое Ему дорого, и которое Он может поручить Своим «рабам»? Несомненно, Его имение – это люди – Его дети! То есть Своим рабам – ученикам – Господь поручил заботу о Своих детях — людях! Данное толкование подтверждается следующими за притчей словами Христа в Матф. 25:30-41. В этом отрывке Иисус как раз снова говорит о геенне. В нее пойдут те, кто не проявлял в своей жизни милосердия и не помогал людям – детям Божьим, хотя мог это сделать.

Каждому ученику Христа, покуда Он не вернется на Землю, вверена забота о Божьих детях, как об их духовном, так их физическом и психологическом состоянии. Всё то, чем может послужить верующий для Господа и людей, – это и есть его символический «талант». Талантом могут быть деньги, имущество, недвижимость, время, способности, которые Бог дает людям. И эти вверенные таланты человек должен с пользой использовать и преумножать.

А количество «талантов» здесь упомянуто лишь как элемент иллюстрации, показывающий, что каждому верующему будет дано своё индивидуальное поручение, кому больше, а кому меньше. Главное, что у каждого человека есть хоть один талант. Ведь если верующий не грамотен, чтобы проповедовать, не умеет зарабатывать, чтобы делиться деньгами, то по крайней мере, он может выделить время, чтобы послужить при церкви или при сиротском доме, хотя бы простым разнорабочим (принести, унести, подмести). А если человек ленится, и даже этого не делает, ища разные предлоги, то Бог с него строго спросит, обличив на Великом суде: «Лукавый раб и ленивый!» (Мф.25:26).

Итак, у элемента притчи «талант» нет четкого прототипа. Исходя из текста притчи, и контекста, который мы видим в следующем далее обращении Иисуса к ученикам в Матф. 25:30-41, талантом могут быть любые активы верующих, исходя из их возможностей «каждому по его силе» (Матф. 25:15):

«…Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф. 25:30-41)

ВЫВОД из притчи о талантах: Даже в Божьем народе будут те, кто потеряет спасение из-за неправильно принятых решений. Из притчи явно следует предупреждение: Господь с нас спросит за то, как мы используем доверенные нам Богом активы – материальные ценности (деньги, имущество) и нематериальные ценности (возможности, время):

1) Хорошо, если они идут на дело Бога и благо Его детей (людей),

2) Плохо, если вверенные нам Богом активы, мы не тратим на Бога и Его детей, а значит, «закапываем» их.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о талантах. Комменатрий, БИБЛИЯ