|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Притча о тесных вратах Лук. 13:24-29. Толкование
|
Притча о тесных вратах. Краткое толкование притч Иисуса ХристаНаверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами. Получается, Христос зря говорил притчами? Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу: Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами… После этого ученики спросили Иисуса. Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат… Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд? Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников? Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям? Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии! Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами… «Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2). Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего. Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14). Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником! Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа. Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа. Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа. Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно:
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о тесных вратах Лук.13:24-29Лук.13:24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. 26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Сначала определим адресата: Иисус обращается к народу Израильскому. Лук.13:22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. 23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им Определим контекст: выше находятся две притчи о Царствии Божьем, которое подобно зерну горчичному и закваске (Лук.13:18-21). Ниже – фраза о патриархах и пророках в Царствие Небесном (Лук.13:28-30), затем начинается новая тема о желании Ирода убить Христа. Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим в этой притчи сравнение: если малое верно, то большее, тем более верно, — его нет. Посмотрим ниже, есть ли истолкование, его тоже нет. Посмотрим выше поднятую тему: перед притчей некто Иудей спрашивает у Христа: «Господи! (греческое слово κύριος может переводится, как Господь, господин, государь, повелитель, хозяин) неужели мало спасающихся?» (Лук.13:23). Именно, отвечая на этот впорос, Иисус приводит исследуемую нами притчу: «Он же сказал им…» (Лук.13:23). Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему сложности попадания в Царствие Небесное. Перейдем непосредственно к анализу притчи о тесных вратах Лук.13:24-29На вопрос «неужели мало спасающихся?» (Лук.13:23), Иисус не дал успокоительного ответа. Наоборот, Христос начал говорить о сложности спасения, как бы подтверждая опасения задающего вопрос человека. Лук.13:24 подвизайтесь (другие переводы слова ἀγωνίζομαι: прилагать усилия, сражаться, бороться, биться, состязаться) войти сквозь тесные (другой перевод слова στενός: узкие) врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. По словам Господа, ворота, ведущие к спасению, узкие, поэтому не бросаются в глаза, а неприглядны на вид. Мало того, что их нелегко найти, так ещё надо прилагать усилия, чтобы войти в них. Представьте старый город, окруженный высокой стеной, в которой красуются огромные широкие ворота, с красивой мощённой дорогой к ним ведущей. И в стороне от них, имеется узкий проход, не сразу заметный, к которому ведёт ухабистая извилистая тропинка. Разумеется, большинство людей, приближающихся к этому населенному пункту, двинутся в сторону широких ворот. Как видим, иллюстрация Иисуса наглядна, и понятна слушателям того времени. Далее, Иисус приводит ещё одну иллюстрацию, демонстрирующую сложность попадания в Царствие Небесное. Он описывает картину закрытого дома, в который хотят попасть знакомые хозяина. Они настойчиво стучат в двери, обращаясь к господину с просьбой, чтоб тот их впустил. Из притчи ясно видно, что они знают владельца здания. Однако, он их не пускает, заявляя, что незнаком с ними. В ответ, стучащие, вспоминают: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» (Лук.13:26). Эта картина напоминет встречу двух человек, один из которых напоминает второму: где, когда и как они вместе проводили время. И, судя, по изложенным фактам, хозяин должен был вспомнить старых знакомых, ведь явно они были среди его учеников, и даже вместе с ним вкушали трапезу. Нужно понимать, что совместное принятие пищи на востоке, говорит о близких отношениях, тем более, принадлежность к одной философской или религиозной группе. Однако, хозяин так и не пускает просителей, поясняя Своё решение тем, что они «делатели неправды (другие переводы слова ἀδικία: беззаконие, несправедливость, неверность)» (Лук.13:27). Таким образом, из текста понятно, что владелец здания вспомнил таки стучавших, раз дал им характеристику. Поэтому фраза «не знаю вас» (Лук.13:27) из уст Господа, носит эмоциональную оценку их характера, и демонстрирует нежелание продолжать с ними общение. Текст этой притчи очень напоминает Нагорую проповедь, когда Иисус сказал Иудеям: Матф.7:13 Входите тесными (узкими) вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. 21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. В обоих случаях, Христос обращается к слушавшим Его Иудеям. Многие из них ходили за Иисусом, слушали Его проповеди. Некоторые даже стали Его учениками и творили чудеса именем Христа. Однако, всё это не станет пропуском в Царствие Небесное. Господь не впустит в Свою обитель того, кто делал неправду – беззаконие. Безусловно, тут идёт речь о Божьем законе (законе Моисея), ведь ни о каком другом законе Иисус не мог говорить с Иудеями. Нарушение законов Рима и царя Ирода никогда не были предметами проповедей Христа, а учил Он Израильтян лишь правильному пониманию и соблюдению заповедей Господа. Матф.5:18 … доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона. Матф.19:17 Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Матф.22:29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Иоан.5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. Иоан.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Лук.16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Заканчивает притчу Иисус грозным предупреждением, поддерживая эмоциональный накал: Лук.13:28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. Для Иудеев Авраам, Исаак и Иаков являются авторитетами наивысшего порядка. Именно с Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, берет своё начало народ Израильский. Иудеи считают их своими патриархами, и уверены, что встретяться с ними в пакибытие. Пророков Иудеи тоже чтут, считая их героями веры своего народа. Однако зачастую, на деле, честь им воздавалась лишь посмертно, а при жизни пророки были гонимы (Матф.23:29-31). Своими словами Иисус рушит стереотипы Израильтян и их чаяния. Они считают себя детьми Авраама, гордясь этим (Иоан.8:33), связывая с таким родством спасение, а Христос разбивает их надежды, зявляя, что многие Израильтяне не попадут в Царствие Небесное, в отличае от своих патриархов и пророков, но будут изгнаны вон, и окажутся в геенне (Матф.13:49,50). Зато рядом с героями веры Израиля возлягут люди со всех уголков земли, которых Иудеи там явно не ожидали увидеть. Тут Иисус описывает овец не с «сего двора» (Иоан.10:16), предсказывая распространение веры в Бога Израилева среди многих народов. Иудеям первым была проповедана весть о Боге Израилевом, они первые заключили с Ним завет, и по логике, они первые должны войти в Божее Царство. Однако из-за нарушения закона Господа (Матф.15:6; 23:23), многие Иудеи не попадут в него. А те народы, которые узнали о Творце гораздо позже, но уважают Божьи заповеди, опередят многих Израильтян. Так, некоторые «последние … будут первыми, и … первые… последними» (Лук.13:30) ВЫВОД из притчи о тесных вратах: эта притча Христа касается не только Израильтян, хотя изначально была обращена к ним. Обрести спасение не так уж просто. Широкие врата – это решение жить так, как принято в окружающем мире, а узкие врата – это жить по закону Божьему. Что в приоритете у человека? Многие люди выбирают широкие ворота, то есть те, что у всех на виду и популярны. Даже верующие, знающие о Боге, и служащие Ему, могут оказаться в геенне, прильстившись соблазнами мира. Не поможет ни родство с героями веры, ни духовный сан, ни принадлежность к определенным религионым группам, так как основным критерием наследия Небесного Царства, является соответствие Божьим стандартам праведности, изложенным в Его законе. Валерий Татаркин ► Толкование на другие притчи Иисуса Христа Валерий Татаркин
|