Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о верном и благоразумном рабе Матф. 24:45-51. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о верном и благоразумном рабе Матф. 24:45-51. Толкование





     

Притча о верном и благоразумном рабе, домоправителе. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Загадки помогают анализировать. Так и в современной школе, решение задач призвано помочь лучше разобраться в теме урока и запомнить материал. Психологи отмечают, что человек лучше запоминает то, до чего он сам «докопался», к чему он сами пришёл путем логических размышлений, чем то, что он просто услышал.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. Об этом прямо написано в Евангелие. Христос объяснял притчи не только апостолам, но пояснение слушали все «окружающие Его, вместе с двенадцатью» (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о верном и благоразумном рабе Матф. 24:45-51, домоправителе Лук.12:42-48.

Эта притча в Новом Завете представлена дважды: в Евангелие от Матфея в 24 главе, и в Евнгелие от Луки в 12 главе, где раб назван домоправителем. Здесь мы расмотрим вариант из Евангелия от Матфея, не забывая и о повестовании Луки.

Матф.24:45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса Христа, что видно в начале главы.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Матф.24:3,4)

Смотрим выше и ниже, изучаем контекст: в приведенной выше цитате, из начала главы, виден общий контекст. Иисус отвечает на вопрос учеников о признаках Его возращения и кончины века, описывая и само Второе Пришествие (Матф.24:3-41). Непосредственно перед притчей Христос прямо обращается к ученикам с призывом быть готовыми к Его Пришествию: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:44). Под притчей следует другая притча о десяти девах (Матф.25:1-13).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Под притчей сразу начинается другая притча, то есть Иисус не истолковывает, кто есть кто и что есть что в причте, значит это не притча с истолкованием. Внутри причти нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”, значит это не притча сравнение. Зато выше притчи четко поднимается тема ожидания Пришествия Господа.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему ожидания Второго Пришествия Иисуса Христа.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о верном, благоразумном рабе Матф. 24:45-51 (домоправителе Лук.12:42-48)

Эта притча является частью разговора Христа с учениками на храмовой горе, изложенного Евангелистом Матфеем в 24 и 25 главах. В начале 24 главы апостолы спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это (разрушение храма) будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3). Далее, с 4 по 41 тексты, Иисус отвечает на их вопросы и при этом, кратко описывает Своё возвращение.

Перед исследуемой притчей, в 24 главе Евангелия от Матфея мы видим предупреждения и наказы Иисуса, адресованные Его последователям.

Сначала Христос говорит, что о дне Его Пришествия (кончины века) никто не знает:

Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

Затем Иисус предупреждает, что Его Пришествие будет таким же неожиданным для человечества, как и потоп во времена Ноя. В глобальное планетарное наводнение тогда не верили, и поэтому его совсем не ожидали.

Матф.24:37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого

Потом Иисус приводит иллюстрацию того, каким неожиданным будет Его Пришествие. Люди – мужчины и женщины — будут на работе, кто-то в поле, кто-то на мельнице. То есть, какого-либо предварительного предупреждения и подготовки ни у кого не будет. Пришествие Господа застанет людей там, где они будут в тот момент находится, нисколько не догадываясь о грядущей кончине века:

Матф.24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Картина взятых и оставленных описывает вознесение спасенных к Господу в момент Его Пришествия и оставление нечестивых. О вознесении так Писал апостол Павел:

1Фесс.4:16 … Сам Господь … сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках

Закончив предупреждения, Иисус призвал учеников бодрствовать, приведя в пример хозяина дома, который всегда должен быть готов к нежданному визиту вора.

Матф. 24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Внимание! Именно с призыва «бодрствуйте» и начинается блок притч, иллюстрирующих то, как именно надо бодрствовать в ожидании Второго Пришествия Христа. Такой же призыв «бодрствуйте», Иисус говорит в стихе Матф.25:13, который по смыслу можно отнести к двум следующим притчам — о дести девах и талантах, между которыми и расположен. Это подтверждает, что 24 и 25 главы Евангелия от Матфея – это единый смысловой блок. То есть, отвечая на вопросы апостолов, Иисус акцентирует внимание не на том, когда именно Он придёт, а на том, в каком состоянии будет находится Его народ, в момент Его возвращения.

В этой притче злой раб (неверный домоправитель) не подготовился к встрече Господа, так как он думал, что «не скоро придет господин» (Матф.24:48). Пять неразумных дев из следующей притчи, наоборот, не были готовы к тому, что Господь сильно задержится, они явно на это не рассчитывали, поэтому не запаслись маслом. А в последущей притче о талантах, один герой не сделал того, что ожидал от него Господь. В этом блоке притч Иисус показывает, что среди Его учеников будут те, кто сделает неверный выбор и потеряет спасение.

Притча о благоразумном рабе иллюстрирует то, как «бодрствуют» ученики Иисуса в Его ожидании, и последствия, связанные с тем, на сколько правильно они это делают.

Давайте посмотрим на героев притчи о благоразумном рабе. «Господин» — это Господь. «Верный и благоразумный раб», как и злой раб, – это служители Христа любого уровня и статуса, то есть активные ученики Иисуса. Это понятно из текста перед притчей «Потому и ВЫ будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Иисус)» (Матф.24:44). Соответственно, «слуги» это простые люди – дети Божьи, как верующие, так и неверующие, которые являются потенциальными верующими.

В иллюстрации господин поручает своему рабу присмотреть за слугами, на время пока он отлучится. Отметим, что раб, хоть и получил определенную власть над остальными слугами, по сути всё равно остается рабом господина. Поэтому слуги именуются не его рабами, а его «товарищами» (Матф.24:49). В целом, нужно понимать, что слово «раб» в Библии далеко не всегда обозначает невольника в цепях на плантациях или на галерах. Слово раб в Библии чаще обозначает слугу или работника.

«Пища» в этой притче не имеет чёткого прототипа (напомним, что не каждый герой и объект притч Иисуса имеет конкретный прообраз, о чём мы говорили во Вступлении). Ряд богословов, конечно, под пищей видят духовное окормление паствы. Конечно это так. Но не только. Вспомните Иисуса. Разве Он заботился только о духовном состоянии людей? Нет. Иисус помогал исцелениями, изгнанием бесов и даже кормил народ, следовавший за Ним. В следующей, 25-й главе Евангелия от Матфея, под притчей о талантах, мы видим призыв Иисуса оказывать всяческую заботу Его детям (включая пропитание), как будто мы оказываем её Самому Христу:

«…Алкал (был голоден) Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:35-40)

Итак, если раб будет добросовестно и милосердно относится к слугам, то после возвращения господина его ждет награда. А если тот раб, понадеявшись, что господин задержится, будет праздно проводить время, да еще притеснять своих же товарищей, о которых ему вверено попечение… То неожиданно вернется господин и сурово накажет нечестивца.

Иисус тут упоминает «плач и скрежет зубов». Эта фраза не раз употребляется в контексте наказания в геенне (Матф.8:12; Матф.13:42,50). В Евангелие от Луки уточняется, что господин такого раба «подвергнет ... одной участи с неверными» (в оригинале слово ἄπιστος имеет основной перевод — неверующий) (Лук.12:46). То есть, верующие христиане могут попасть в геенну вместе с неверующими и язычниками.

В варианте притчи Евангелиста Луки, дается важное дополнение:

Лук.12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Этот текст показывает, что высокое положение в церкви не защитит служителя, если он будет цинично нарушать Божий закон. Ему много доверено, но и спрос с него будет больше.

ВЫВОД из притчи о верном и благоразумном рабе: Служители Христа это не особая избранная каста, а такие же рабы Господа, как и остальные люди, только с особой задачей и ответственностью. И если они будут недобросовестно служить на Ниве Божьей и вздумают господствовать над паствой (1Пет.5:1-4), то их может ждать наказание в геенне огненной вместе с неверными и нечестивыми людьми. Служители должны быть всегда готовы дать отчёт за свои дела, потому что они в любой момент могут предстать перед Господом.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о верном и благоразумном рабе Мф. 24:45-51. Комментарий, БИБЛИЯ