Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: В сердце земли три дня и три ночи. Комментарий Библии





     

В какой день умер Иисус? Пасха. Пасхальный Седер

  • ВОПРОС ОТ ВИКТОРА
    Не до конца понятно в какой день умер Иисус? Версия 4-го Евангелия от Иоанна наиболее логична. Почему же синоптические Евангелия говорят иначе? Видимо, разгадка проста. Наверное, точную дату наступления Песах определял синедрион. Сам народ не знал этого дня. А ученики, очевидно, обратились к Христу. Вот Он и сказал им, в какой день надлежит совершать Пасху. Таким образом, Христос установил христианскую Пасху. Она не совпадает ни по дате, ни по ритуалам с иудейской.

Многие, кто изучают Священное Писание сталкиваются с трудностью в определении дня смерти Иисуса Христа. Для большинства христиан очевидно, что Он умер в пятницу, а воскрес в воскресенье, ранее называемом первым днем недели. Но какая дата тогда была? И, главное, Иисус умер на Пасху, или до Пасхи, или после Пасхи?

Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Сначала мы вспомним, что Пасха согласно Торе, то есть закону Моисея отмечалась вечером 14 Нисана. Нисан, он же Авив, – это первый месяц Лунного календаря, по которому жил в то время Израиль. Вечером 14 Нисана в Египте евреи закололи Пасхального агнца, помазали его кровью косяки дверей, чтобы Ангел губитель прошёл мимо. Так Ягненок умер вместо первенцев, став заместительной жертвой. А утром 15 Нисана евреи вышли из Египта. Это было начало праздника Опресноков. Об этом можно прочитать в книге Исход в 12 главе. Об этом же сказано и в книге Левит.

Лев.23:5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; 6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки

Сразу заострим внимание на том, что вечер в Израиле понимается не так как у нас. У нас идет отчет суток с полуночи от 0 до 24 часов, а в Израиле того времени новые сутки начинались с заходом солнца. То есть вечер был до захода солнца, когда солнце садилось, а после захода солнца начиналась ночь, потом утро нового дня.

Помните, как в книге Бытие написано: «И был вечер, и было утро: день» такой-то, то есть отчет суток шел от вечера, когда солнце село. Или посмотрите текст из Торы – из закона Моисея:

Лев.23:32 от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.

Запомнив это, давайте глянем на тексты Нового завета о Пасхе, которые кажется противоречат другим текстам Библии и друг другу:

Мар.14.12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

Лук.22:7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], 8 и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Матф. 26.17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

Если мы эти тексты будем принимать буквально, то возникнут проблемы.

  1. Первая проблема заключается в том, что возникает противоречие с Евангелием от Иоанна, согласно которому Пасха была в день смерти Христа.

Иоан.18:28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.

  1. Вторая проблема заключается в том, что праздник опресноков, согласно Торе, не совпадал с праздником Пасхи, в который закалывали агнца, а был на следующий день, то есть 15 Нисана.

Вспомните: Лев.23:5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; 6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки

То есть в день опресноков, согласно Торе, не могли закалывать Пасхального агнца. А мы читали выше, напомню, например, Мар.14.12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца] Неужели апостолы что-то напутали? А может они не знали Тору? Но Иисус точно знал Тору, однако почему-то Он им не возразил.

  1. Третья проблема в том, что согласно Торе, Пасху не отмечали дома. Лишь в день выхода из Египта Пасхального агнца закалывали и ели по домам, а потом Бог дал закон, чтобы Пасху закалывали и ели у скинии, то есть у храма.

Втор.16.5 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; 6 НО ТОЛЬКО на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; 7 и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.

В тексте Евангелия ученики спрашивают Иисуса: «где велишь нам приготовить Тебе пасху?» (Матф. 26.17). Если бы фраза «приготовить пасху» подразумевала заклание агнца, то вопрос о месте не мог бы подниматься, так как речь могла идти ТОЛЬКО о храме. Тогда может под фразой «приготовить пасху» ученики Иисуса имели в виду что-то другое?

  1. Четвертая проблема заключается в том, что непонятными становятся слова Самого Христа

Лук.22:14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

Разве Иисус ел с учениками заколотого агнца? Нет. Мы этого в тексте не видим. Тем более Иисус не мог нарушить закон Божий, ведь мы выше читали, что нельзя есть пасхального агнца дома. Тем не менее Иисус называет свою трапезу с учениками Пасхой. Причем, Иисус тут же говорит, что в следующий раз будет вкушать её, то есть Пасху, в Царствии Божьем. Я думаю, всем понятно, что в Царствии Небесном не будет жертвоприношений, то есть Пасхи в виде закалывания агнцев. Ведь истинный агнец Иисус умер на Голгофе единожды за все грехи мира. Тогда, что имел в виду Иисус, говоря о пасхе?

Как нам толковать эти противоречия, чтобы картинка сложилась?

Пасха и Пасхальный Седер в традиции иудаизма

Первым делом нужно понять, что у евреев кроме письменного закона – Торы, были и традиции, которые назывались устным законом. Одной из важных традиций был Пасхальный Седер, причем так осталось и до сего дня. Седер – это не закалывание агнца, а семейный ужин с целью воспоминания событий выхода из Египетского рабства. Нужно понимать, что после Вавилонского пленения значительная часть евреев была рассеяна по миру. По мнению некоторых исследователей, считается что лишь треть евреев жила в Иудее, а остальные жили по разным странам мира в диаспорах. Это видно в книге Деяния, где во 2 главе перечисляются многие языки, на которых говорили евреи, пришедшие на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. Кстати, такое рассеивание евреев по миру остается и по сей день.

По закону Моисея, евреи должны были 3 раза в год являться в храм в Иерусалим на праздники Пасху, Пятидесятницу и Кущи. Но ранее не было быстроходных автомобилей и тем более самолетов, поэтому буквально исполнить Тору не могли многие евреи, живущие за пределами Израиля. Иначе бы у них большая часть года уходила на дорогу. Поэтому, они из-за границы лишь один или пару раз за всю жизнь приезжали в Иерусалим, а кто-то и, вообще, ни разу не был в Иерусалиме. Однако евреи из диаспор старались сохранять свою идентичность, поэтому, вместо Пасхи с закалываем агнца, мудрецы установили Седер – семейный ужин, где тоже 14 Нисана вспоминали выход из рабства Египта. Из диаспор традиция Седера перекочевала и непосредственно в Израиль, так как напомню, бОльшая часть евреев (около 2/3) жила за границей и имела большое влияние на Иудею. Только евреи в Иудее отмечали Седер не в день Пасхи 14 Нисана, так как в этот день они должны были быть вечером в храме и кушать Пасхального агнца, а накануне, то есть 13 Нисана. То есть Вечеря Иисуса с учениками являлась Пасхальным Седером 13 Нисана.

Но почему в Новом завете, и в целом в Библии, мы не встречаем термина Седер? Ответ прост: тогда, видимо, такого термина ещё не было. Мы видим, что словом Пасха в Новом завете назывался как семейный ужин накануне Пасхи, названный в последствие Седер, так и сама Пасха у храма.

Остается серьезный вопрос, а почему ученики говорят, что день их Вечери с Иисусом приходится на первый день опресноков и на день закалывания агнца? Мы уже выше говорили о том, что тут явная путаница по многим причинам, мы назвали их 4. Так как тогда решить эту проблему?

А решение тут одно. В тесте речь идет не о дне существующем, а о приближении дня. В оригинале нет предлога “В”. То есть, читать следует так, что К первому опресночному дню, или приближался праздник опресноков.

Греческое выражение каи тэ протэ хэмера представляет собой словосочетание союза каи (и); артикля тэ, числительного протос (первый) и существительного хэмера (день) в дательном падеже. Греческий датив может переводиться по-разному. Синодальная Библия дает одни из вариантов перевода: «в первый день опресноков». Однако возможен и другой перевод: «к первому дню опресночному, в который заколали пасхального агнца». И ситуация сразу меняется.

Если мы примем такое толкование, то у нас исчезнут 4 неразрешимых проблемы, озвученные выше. И более того, на события Вечери и казни Иисуса мы посмотрим совсем под другим углом, видя, как исполняются пророчества и соблюдаются еврейские традиции.

Понять происходящие нам помогут записанные в Талмуде традиции иудаизма. Так в Талмуде, в Мишне есть трактат Песахим. Многие раввины считают этот трактат одним из самых ранних, описывающим традиции евреев конца 1 века нашей эры, то есть практически современников Иисуса. Уже само название трактата — «Песахим» во множественном числе, указывает не на одну Пасху, а на несколько праздников Пасхи. В Мишне в трактате Песахим описаны семейный ужин Седер, который евреи праздновали по домам, и Пасха, празднуемая в храме с закалыванием агнца. Согласно Талмуду, в своих домах люди совершали два действия: сначала поиск и уборку квасного, а потом ужин Пасхальный Седер. А в Храме закалывался Пасхальный Агнец, который, согласно сказанному в книге Второзаконие, что мы читали выше, должен был съедаться там же. То есть, мы видим в Талмуде две Пасхи: домашний ужин Седер и Пасху в храме.

Пасха и первый день опресноков в традиции иудаизма

Но почему ученики объединяют в один день Пасху и первый день опресноков? Это тоже объясняется традициями иудаизма. Книга Второзаконие 16 глава подчеркивает: «2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.3 Не ешь с нею квасного». Об этом же говорит текст Исх.12:8 «пусть съедят мясо … с пресным хлебом». Получается, что на Пасху, то есть 14 Нисана, уже не должно быть квасного. Поэтому раввины призывали убирать из дома всё квасное ещё до праздника Пасхи, а значит и до Седера, который в диаспорах заменял храмовую Пасху.

В Трактате Песахим написано: «В ночь на четырнадцатое Нисана совершают поиск квасного в доме при свете светильника». Вспомним, что ночь начиналась вечером предыдущего дня, то есть поиск квасного начинался на исходе 13-го нисана и фактически приходился на 14 Нисана, то есть на день Пасхи. Поэтому, не смотря на то, что согласно Торе, праздник опресноков начинался 15 Нисана, но фактически первый день опресноков по традиции начинался 14 Нисана в день Пасхи. То есть, Праздник Опресноков по Торе начинался 15 Нисана, а первый день опресноков, то есть жизнь без квасного, начинался 14 Нисана. Таким образом, ученики, объединяя в фразе Пасху и первый день опресноков в текстах Мар.14.12, Лук.22:7, Матф. 26.17, следуют иудейской традиции. И также по традиции, они Седер называют тем же термином Пасха.

Давайте посмотрим на Вечерю Иисуса через призму Торы и Талмуда

Согласно Исх.12:8, Пасхального агнца надо было есть с пресным хлебом и горькими травами. Мы читаем об этом в Новом завете при описании Вечери Иисуса и учеников? Нет!

Согласно же трактата Песахим, главным элементом Пасхального Седера являлось выпивание четырех чаш вина. А вот чаши с вином мы видим при описании Вечери.

Также вспомним, что согласно Исходу 12:11, Пасху Господню следовало есть с поспешностью с посохами в руках и с обувью на ногах.

А на Седере, согласно Мишне необходимо было возлежать: «Даже беднейший в Израиле должен есть на Седере только возлежав». И опять мы видим, что на Вечери Иисуса нет описания поспешности и посохов и обуви, но есть описание того, что ученики и Иисус возлежали.

Именно поэтому в Израиле Седер праздновался за день до Пасхи, так как вкушение агнца у храма и Cедер не могли проходить одновременно.

Теперь посмотрим ещё на интересные совпадения Талмуда и текста Нового завета. В трактате Песахим Мишны традиция Пасхи описывается следующим образом: «Вечерняя жертва всесожжения заколается в 8:30 часов и приносится в 9:30 часов. В Пейсах же вечерняя жертва заколается в 7:30 часов и приносится в 8:30 часов… Если же Пейсах приходится на пятницу, то вечерняя жертва заколается в 6:30 и приносится в 7:30 часов, а пасхальные жертвы – сразу после этого». Напомню, что в храме, согласно Торе, была обязательной утренняя и вечерняя жертвы. А 14 Нисана после вечерней жертвы, люди закалывали своих Пасхальных агнцев, священники брали их кровь для жертвенника, а потом Пасхальных агнцев готовили на огне рядом с храмом.
Это очень важный текст. Давайте посчитаем.

Вспомним, что день начинался с захода солнца вечером. Поэтому в еврейской традиции отчет дневных часов велся с начала восхода солнца. Это хорошо видно в Притче о работниках в винограднике в Матф. 20 главе. Вспомним, что в Пятницу вечерняя жертва заколалась с 6:30 по 7:30, если брать точку восхода в 6:00, то по нашему времени это с 12:30 по 13:30. А Пасхальные жертвы приносилась в Пятницу начиная сразу после 13:30 для того, чтобы у народа до захода солнца, то есть до начала субботы, хватило времени на испечение пасхального агнца, ведь заход солнца по современным часам выпадал примерно на 18:00. Кто был в Египте и Израиле тот помнит, как рано там начинает темнеть.

Теперь посмотрим, как Евангелие от Луки, описывает смерть Иисуса Христа на Голгофе:

«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Луки 23:44-46).

Таким образом, если тьма настала около 6 часов (12 часов по-нашему времени), то вечернюю жертву в храме попросту не смогли принести из-за темноты и землетрясения, и тем более пасхальных агнцев после неё не могли принести. Иисус умер около 9 часа, как раз в то время, когда приносилась вечерняя жертва и за ней закалывали пасхальных агнцев.

Так и получилось полное исполнение пророчества – заместительная жертва была принесена.

Не случайно Павел говорил: «1Кор.5:7 Пасха наша, Христос, заклан за нас»

Теперь вспомним о чашах с вином. Как мы уже вспомнили, в обряде вкушения пасхального агнца, описанном в 12-й главе книги Исход, не упоминается ничего о вине. Однако в Мишне в трактате Песахим вино, является основным элементом Пасхального Седера. Вечером выпиваются четыре чаши. Раввины считают, что каждая чаша соответствует действию Бога по избавлению Израиля от египетского рабства, читаем Исход 6:6-7 «Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ». То есть, каждая чаша представляет следующие деяния Бога: выведение из Египта, избавление из рабства, спасение и принятие в народ.

В своем описании Последней Вечери Лука перечисляет последовательность действий: сначала упоминает чашу, потом – хлеб, а затем снова говорит о чаше.

«И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою… И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:17-20).

О чашах и преломлении хлеба можно ещё долго рассказывать, сверяя описание Вечери с еврейской традицией Седера. Об этом можно найти много информации в интернете, в частности, об этом рассказывает доктор богословия Болотников, который сам по национальности еврей и ранее был иудеем. Но думаю, суть уже понятна – Иисус с учениками в горнице не ели пасхального агнца, а совершали ужин Пасхальный Седер.

Ещё раз восстановим хронологию событий. 13 Нисана – это день перед храмовой Пасхой, в который 14 Нисана закалывали Пасхального агнца. 13 Нисана – это день перед первым днем опресноков, который также по традиции выпадал на 14 Нисана. Именно 13 Нисана ученики арендуют комнату в Иерусалиме. В этот же день 13 Нисана они справляют вечером Пасхальный Седер, который они также называют Пасхой. Утром 14 Нисана Иисуса арестовали и привели на суд в Синедрион, а потом к Пилату. Около полудня в 6 часов, то есть по-нашему, около 12 часов, 14-го Нисана Иисуса распяли. Около 9-го часа (в 15 часов по нашему времени), за 2-3 часа до теоретического захода солнца Иисус умирает. Напомним, в тот день солнце померкло в 12 часов дня и потом было землетрясение.

Итак, как мы видим, Библия себе не противоречит. Кроме того, можно сделать вывод, что для правильного понимания текста Библии необходимо знать традиции еврейского народа, ведь практически все авторы Библии были евреями.

 

Валерий Татаркин



Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Толкование текста Библии: в сердце земли три дня и три ночи. Комментарий Священного Писания