|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: ЖЕСТОКИЙ ли Бог? ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ. Почему применялось ПОБИВАНИЕ камнями и истребление народов?
|
Жестокий ли Бог? Зачем побивание камнями и истребление народов?
Приветствую! Да. Если смотреть на эти тексты, можно действительно подумать, что Бог жестокий. Но давайте вспомним, что о Себе говорил Сам Бог через пророков, апостолов и Иисуса Христа: Апостол Иоанн говорил о Боге: “Бог есть любовь” (1 Иоан. 4:8). Иисус говорил, что мы все любимые дети Божьи: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц" (Луки. 12:6,7). "Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный" (Луки. 12:6,7). Пророк Исаия сравнивал Бога с человеческой матерью. "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49:15). О чем здесь говорит пророк?: матери не забывают своих детей, жалеют свою кровиночку. И даже если может найтись такая мать, которая может забыть своего ребенка. Но Бог – такой родитель, который НИКОГДА не забудет ни одно Свое дитя! А теперь давайте вспомним, как представился Господь Моисею, что описано в книге Исход 34:6,7: Бог “человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” Посмотрите, здесь написано четко, что Бог ЧЕЛОВЕКАлюбивый, а не ЕВРЕЕВлюбивый. Господь называет Себя “милосердным” то есть добрым, и не просто терпеливым, а ДОЛГОтерпеливым, не просто милостливым (прощающим), а МНОГОмилостливым. Но при этом Бог остается истинным, то есть СПРАВЕДЛИВЫМ. Бог наказывает вину отцов в детях до 3-4 рода. И тут многие снова говорят - вот какой жестокий Бог, как бы забывая все, что прочли до этого о прощении и любви Бога. Но о чем здесь говорит Господь? Вспомним Божий закон: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор.24:16). Есть и много других текстов Библии, из которых понятно, что дети не несут ответственности за грехи отцов и наоборот. Так о чем же этот текст о наказании до 3 и 4 рода? А Вы посмотрите, что написано перед этими словами! Божья МИЛОСТЬ – в 1000 родов! Сколько лет длится один род? 25! Значит Бог сохраняет милость 25000 лет! А сколько лет нашей цивилизации? Согласно Библии 5000-6000! То есть здесь Бог не говорит о конкретной цифре родов, а указывает на Свою НЕИЗМЕРИМУЮ милость! Но предупреждает, что люди своими поступками обрекают своих детей и внуков на жизнь, полную наказаний и вразумлений. Например, если семья алкоголиков приучает к тому же своих детей. Или семья жестокая, вороватая… То же будет передаваться и далее их потомкам, хотя Бог будет пытаться вырвать членов этой семьи из этого рабства греху. То есть здесь речь опять же идет о ЛЮБВИ Божьей. Итак. Неужели Господь обманывал, когда представлялся Моисею ЧЕЛОВЕКА любивым? Неужели Бог врал, что Он есть любовь и что Он Отец нам людям?! Может на самом деле Бог является ЖЕСТОКИМ?! Хотя Сам же Бог заявлял, что Он НЕ ОБМАНЫВАЕТ: “Бог не человек, чтоб Ему лгать” (Чис. 23:19). Тогда может Библия не богодухновенна и в нее попали лишние тексты? Хотя апостол Павел говорил, что “ВСЕ Писание Богодухновенно!” (2Тим.3:16) Для тех людей, кто хорошо знает учение Библии, ответ на этот вопрос очевиден: Бог не обманывал и ВСЯ Библия богодухновенна! Просто при толковании ВСЕХ текстов Библии необходимо учитывать контекст. То есть знать исторические и фактические обстоятельства, о которых повествует Библия. Давайте рассмотрим вышеупомянутые примеры о якобы жестокости Бога:Псалом 136:9 ”Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень” Если прочитать этот Псалом 136 , то будет видно, что он посвящен Вивилонянам и Едомитянам. Для человека несведущего в истории – это пустой звук . Но псалмопевец не напрасно упомянул Вавилон. В Библии Вавилон ассоциируется с богоотступничеством, язычеством в его худших видах. Кроме того, Вавилон пленил Израильтян. Вавилон жестоко истреблял народ Божий и потом 70 лет держал их в плену. В Псалме видно, что псалмопевец вспоминает, как разрушен до основания был Иерусалим вместе с храмом (стихи 7 и 8). А потом в плену евреев цинично просили петь, восхваляя разрушенный на Сионе храм (стих 3), как бы насмехаясь над ними и их “слабым” Богом. Знаете, кто это сыны Едома? Едом – это Исав. То есть едомитяне это потомки Исава – брата Иакова. В книге пророка Авдия (ст. 8-14) четко видно как едомитяне вмето того, чтобы помогать родственным израильтянам, наоборот были враждебны к жителям Иерусалима и даже убивали, грабили их, помогая вавилонянам. Поэтому псалмопевец просит ГОСПОДА (стих 7) об освобождении Его народа из плена и мщении жестоким притеснителям вавилонянам и также напоминает о предательстве детей Едома. Бог не раз обещает, что Он есть справедливость и Он Сам воздает насильникам и злодеям. В частности Бог Сам ранее пророчески говорил об отмщении едомитянам и вавилонянам: “Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою” (Авд 1.15). Вообще в Библии много обещаний Бога о спасении и мщении злодеям: “Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет ОТМЩЕНИЕ, ВОЗДАЯНИЕ Божие; Он придет и спасет вас” (Ис. 35:4). “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12:19). “У Меня ОТМЩЕНИЕ и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них” (Втор. 32:35). То есть в 136 Псалме не идет речи о том, что Бог поощряет жестокость. Во всей Библии Бог этому не учил, но наоборот призывает к любви и прощению. Даже мстить, Бог запрещает, говоря, что Ему нужно доверить отмщение, как мы прочли. То есть, здесь поется (ведь Псалом – это песнь) не о жестокости людей и Бога, а о том, что плененный народ просит о справедливом воздаянии злодеям и мучителям! Теперь, что касается младенцев разбитых о камень – это красноречивый символичный речевой оборот того времени. Он не раз употребляется в Библии. Так ранее описывалось истребление народа, потому что, если будут убиты дети, то народ прекратиться. Если посмотреть оригинал, то “блаженны разбивающие” здесь можно перевести как “благо победителям”. Посмотрите внимательно стихи 8 и 9, здесь говорится именно О СЫНАХ ЕДОМА и ДОЧЕРЯХ ВАВИЛОНА. Разумеется, речь не только об убийстве малышей. А как же взрослые мучители, которые держат в руках оружие, неужели их не нужно истреблять? То есть здесь речь не о людских детях, а о народе государства Вавилон и Едом. Причем псалмопевец не придумал эту картину истребления Вавилона. О падении Вавилона с такими же иллюстрациями предсказывал еще пророк Исаия в 13 главе 16 текст: "Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. 16 И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены…" (Ис.13.1,16). Сделаем вывод: псалмопевец не призывал к садистскому убиению малышей, а взывал к Богу о мщении мучителям и вспоминал в псалме Божьи пророчества. Учитывая это, разве мы можем утверждать, что Бог жестокий?! Сейчас как раз можно вспомнить об истреблении некоторых народов, связано ли это с жестокостью Божьей?Так например, в Числах 31:14-18 написано об истреблении одного народа, включая детей, но оставлении девушек непознавших мужчины для Израильтян. И сразу в нашем мозгу всплывает картина бедных наложниц, находящихся в рабстве. Но у Израильтян не было такого права – содержать гарем. Некоторые богатые люди вопреки закону Божьему содержали наложниц, помимо жены. Но наложницы были практически на уровне жены, а никак не насилуемой рабыни. То есть тут идет речь о том, что девушки, непознавшие мужчины, могли быть взяты израильтянами в жены. Теперь что касается истребления остального народа, включая детей мальчиков. Нужно понимать, что взрослые уже развращены и введут в разврат Израильтян, если их оставить в живых (что уже произошло как видно из текста). А мальчики вырастут и будут мстить за смерть родителей. Ну а девушка в основном более покладиста, миролюбива и принимает религию мужа. Поэтому Бог посчитал, что их можно еще спасти! То есть здесь мы опять видим стремление Бога спасти кого еще можно! Внимание, говоря об истреблении здесь народа, Бог через пророка говорит о КОНКРЕТНОМ языческом племени Мадиамитян, мораль которого упала до нижайшего уровня. Они мало того, что сами жили в разврате, также послужили сетью и для Израильтян, что видно из текста. Бог не случайно истребил первый мир потопом, а потом Соддом и Гоммору, там было зло и ужаснейший разврат. Вспомните, что перед потопом Бог говорил, что все мысли людей были зло во всякое время (см. Быт. 6 глава). Вспомните про Соддом, как весь город собрался, чтобы изнасиловать Ангелов, пришедших в дом Лота (см. Быт. 19 глава). Внимание! Бог давал наказ истреблять КОНКРЕТНЫЕ племена, а НЕ всех язычников! Вы не найдете в Библии призыва убивать ВСЕХ неверных. Господь, когда отправлял народ на истребление развращенных язычников, запрещал брать оттуда какие-то трофеи. Такие войны называли закланием. В каждом случае было ПРЯМОЕ указание Бога и направлено против тех людей, которые сОООвсем развратились. Но Бог вначале ДОЛГОтерпеливо ждал пока их «мера беззаконий … наполнилась» (см. Быт.15:16). Еще раз внимание! Истреблялись НЕ просто языческие племена, а ТОЛЬКО ТЕ НАРОДЫ, КОТОРЫЕ сжигали своих детей живьем в жертву своим идолам, они были бесчеловечно жестоки к людям, омерзительно развратны, что даже спали со своими детьми… Этих людей Бог САМ истреблял или повелевал истребить. Господь так говорил об этих народах и их злодеяниях на земле: “Осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и СВЕРГНУЛА С СЕБЯ ЗЕМЛЯ живущих на ней” (Лев. 18:25) На эти заклания Бог посылал людей только через проверенных пророков, и они говорили от первого лица от имени Бога! В остальных случаях иудеи часто воевали по собственной инициативе и потому зачастую проигрывали сражения. Более того, на войны заклания иудеи ходили ТОЛЬКО в наказание за свой упорный нрав. Бог сначала Сам обещал побеждать врагов Его народа (см. Исх 23 главу), Он обещал послать впереди Своего народа Ангела и шершней: «Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев...» (Исх.23:28). Но Он их предупреждал, что если народ начнет отступать от Его заповедей, то меч пройдет по их земле. То есть евреи воевали только когда Бог в качестве наказания или вразумления допускал до них меч (см. Лев.26:6,25). Когда же Божий народ находился на духовном подъеме Бог Сам за них выигрывал войны как и обещал. Священное Писание приводит много примеров, когда войны были выиграны чудесным образом: после семидневного обхода пала стена Иерехона (см. Иис. Нав. 6:1-19), гром с неба навел ужас на врагов Израиля (см. 1 Цар. 7:10), напуганные филистемляне сами истребили друг друга (см. 1 Цар. 14:1-23); Аммонитяне, Моавитяне и обитатели горы Сеира, собравшиеся против евреев, из военного альянса превратились во врагов и погибли от рук собственных союзников (2 Пар. 20:22-24); ослепленная армия врагов Израиля сама пришла и сдалась в плен (см. 4 Цар. 6:8-23); Гедеон с помощью трубного звука обратил в бегство полчище Мадианитян (см. Суд. 7:1-23), Ангел Господень поразил в стане Ассирийском 185 000 человек (Ис. 37:36). И это далеко не полный перечень чудес и помощи Господней. Видите сколько чудных побед даровал Бог вереям без применения военной силы. Но чем больше израильтяне грешили, тем Бог им меньше помогал, а потом вообще Господь отдал евреев в плен, чтобы они осознали свой духовный упадок. Истребление омерзительных народов — можно сравнить с хирургической операцией по устранению гангрены, чтобы спасти остальное тело — в нашем случае живущие рядом народы. Бог наш любящий Отец! Но как любящий отец вынужден защищать некоторых своих детей от их же братьев, так и Бог. Представьте ситуацию, что один из братьев стал наркоманом и пытается других своих братьев посадить на иглу. Что сделает отец? Любящий отец изолирует наркомана, хоть и любит его! Мне иногда говорят, мол изолировать и истребить это разные вещи. Однако мы забываем, что Бог знает сердце человека. И видит, что данный человек не собирается меняться, исправляться, и опасен для других людей, может многих погубить. Например человек - убийца. Он уже убивал и еще готов и даже хочет убить… Тогда Бог заберет у него жизнь, несущую опасность другим Его детям. Вообще Бог забирает жизнь только в том случае, когда вечная участь человека уже решена. Например, если ребенок умирает это трагедия. Но нужно понимать, что он уже спасен для вечной жизни. Помните, что Иисус говорил о детях, что “таковых есть Царствие Божье” (Мар. 10:14). Они еще цинично не грешили как взрослые… Бывает, умирает вроде хороший человек. Но и здесь смерть, возможно, выступает спасением. В Новом завете Павел в 1 Послании Коринфянам писал о болезнях и смертях верующих братьев - мы “наказываемся от Господа, чтобы не быть ОСУЖДЕННЫМИ С МИРОМ”, “ чтобы дух был СПАСЕН в день Господа нашего Иисуса Христа ”. То есть, бывает человек находился на духовном подъеме, но начинает впадать в грех и отходить от Бога. И Господь, пока еще человек не потерян, лучше даст ему болезнь, а если не поможет, остановит его жизнь, чтобы спасти его для вечности. Учитывая это, разве мы можем утверждать, что Бог жестокий?! Здесь мы видим не жестокость, а опять любовь нашего Господа! Сейчас мы подошли к побиванию камнями. Связано ли это с жестокостью Божьей?Действительно в законе Моисея, изложенном в Библии, есть заповеди за нарушение которых полагалась смертная казнь через побивание камнями. Например, предумышленное убийство. И это многие воспринимают как жестокость Бога. Внимание! Когда речь идет о побивании камнями, там речь идет только о народе, заключившем завет с Богом и ставшим называться народом Божьим — ИЗРАИЛЕМ. Язычники, живущие среди Израильтян, не попадали под этот закон. То есть, эта заповедь распространилась только на ГРАЖДАН ТЕОКРАТИЧЕСКОГО государства Израиль. Господь отделил себе Израильский народ С ИХ СОГЛАСИЯ и они выразили желание стать образцом для всех остальных народов (см. Исх.19:6-8), прославляя тем Творца. Израильтяне, верующие в Живого Бога, должны были стать ПРИМЕРОМ для окружающих язычников. Через знакомство с их счастливой, долголетней жизнью все народы Земли должны были узнать Бога Израилева и стать евреями, войдя в народ Божий. Именно поэтому, Господь четко дал заповеди искоренять зло из среды Своего народа. Втор. 17:6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя Втор. 21:21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся Это было частью завета (договора) между Израильтянами и Богом. И Бог объяснил, почему это было необходимо — чтобы пример ОТКРЫТОГО ЦИНИЧНОГО пренебрежения заповедями Господа не распространился бы как зараза, как гангрена на остальных верующих. Ведь тогда бы постепенно ВЕСЬ народ израильский ушел от Бога и Его мудрого закона. Кстати именно так и получилось. Израильтяне понемногу отказываясь от исполнения некоторых заповедей, постепенно совсем отошли от Бога, за что много претерпели в последствие сами. Людей интересует кажущаяся противоречивость Бога. С одной стороны – Он дает заповедь “не убивай” (Исх. 20:13), а с другой – Сам призывает побить камнями преступника. Как Вы думаете, здесь есть противоречие? На словах есть, а по сути – нет. Казнь в народе Израилевом - это было не убийство – а выполнение приговора Бога. Поэтому и казнь производилась строго определенным образом. Важно здесь, что в казни принимал участие обыкновенный народ того населенного пункта, а не специальные палачи. Этому много причин. Не один человек, а весь народ бросал камни, то есть никто не мог знать, что он убийца и его камень убил преступника. Таким образом - это не убийство, а казнь Бога и народа. Более того, первыми, как мы прочли, камень должны были бросить свидетели. Все это очень важно! Ведь тогда свидетели очень внимательно относились к своим свидетельским показаниям, понимая, что им самим придется в случая признания вины, побить камнями этого человека. А Вы думаете это приятно и легко? Вы пробовали хотя бы убить собаку?! Участие в казни всего народа не случайно и глубоко символично. Весь народ как бы принимал на себя эту трагедию отступничества, они переживали за падение этого человека, понимая, что возможно в этом отчасти виноваты они сами, как его родственники, соседи, друзья, как часть единого Божьего народа. То есть, народ был вовлечен и осознавал тяжесть и опасность циничного греха. Не сложно себе представить, что такая казнь, которая хоть и была редкостью, но оставляла глубокие воспоминания в сердцах ее участников. Учитывая это, разве мы можем утверждать, что Бог жестокий?! Сейчас нет теократического государства, которое было бы изолировано от других, управлялось бы ТОЛЬКО законом Бога, и имело целью нести весть о Боге другим народам, а значит НЕ действуют уголовные заповеди закона Моисея. Вы не найдете в Библии призывов пророков, Иисуса или апостолов на насильственные действия. Наоборот, они всегда призывали к миру, прощению и молится за врагов! Учитывая это, разве мы можем утверждать, что Бог жестокий?! Я об этом писал материал Все взявшие меч, мечом погибнут Бог есть любовь, хоть мы часто это не понимаем. Я об этом писал в книге Познакомьтесь с Богом в этой главе Читайте текже: Библия о войнах, врагах и насилии
Читайте текже: Почему Бог допускает зло, ведь в Библии так много жестокости и смерти?
Читайте текже: Почему Бог допускает зло? Откуда появился дьявол?
Валерий Татаркин
|