|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Церковь столп и утверждение истины? Толковани Библии
|
Церковь столп и утверждение истины?
Сегодня от христиан некоторых церквей часто можно услышать вопрос: «Кто вам дал право толковать Библию?» Ведь всю Библию уже давно истолковали святые отцы церкви, а церковь, как написано в Священном Писании является истиной, то есть не ошибается. Они утверждают, что церковь безошибочна, не может заблуждаться и тем более отступать от истины, ведь церковь на основании Библии - это «столп и утверждение истины». Имеется в виду текст Нового Завета Библии из первого послания апостола Павла к Тимофею: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно ПОСТУПАТЬ в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим.3:15). Очень важным при исследовании Библии является выяснение контекста повествования. То есть надо понять, к кому была обращена речь, чем было вызвано желание написать данное письмо, какова главная мысль посыла, о чём говорится рядом с исследуемым текстом. Давайте посмотрим, кому адресовано послание? Тимофею, которого Павел знал лично чуть ли не с детства, и который долгое время служил вместе с Павлом (смотри 2Тим.1:5, Деян.16:1, Рим.16:21, 1Кор.4:17, 16:10, 2Кор.1:1, Фил.1:1, Кол.1:1, 1Фесс.1:1, 3:2). Из текста Первого послания к Тимофею видно, что он был поставлен на служение в Ефесе (см. ниже 1 Тим.1:3). В первой главе послания Тимофею, с первых слов, Павел дает ему назидания относительно братьев и сестер, и даже открыто критикует поведение некоторых христиан: 1 Тим.1:3 … я (Павел) просил тебя (Тимофея) пребыть в Ефесе и УВЕЩЕВАТЬ некоторых, чтобы они не учили иному … 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. … отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его. В 1 Тим 1:19,20 Павел называет конкретные имена братьев, потерпевших «кораблекрушение в вере, таковы Именей и Александр». Во второй главе апостол Павел переходит к практическим советам, говоря, как подобает вести себя христианам МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ: 1Тим.2:8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы МУЖИ, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и ЖЕНЫ, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. В третьей главе Павел описывает, какими чертами характера должны обладать ЕПИСКОПЫ И ДЬЯКОНЫ: 1Тим.3:2 Но ЕПИСКОП должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив… 8 ДИАКОНЫ также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести. Видите, Павел дает наставления, как простым прихожанам (МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ), так и служителям церкви (ЕПИСКОПАМ И ДЬЯКОНАМ). И лишь затем Павел пишет известную фразу: 1 Тим 3:14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, 15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. Давайте проследим последовательно раскрывающуюся мысль. С самого начала 1 послания и вплоть по 13-й текст третьей главы, Павел пишет наставления Тимофею и членам его церкви, чтобы Тимофей, братья и сестры, все служители, знали и выполняли правила жизни и поведения в христианской общине. В 14-м тексте, Апостол говорит, что лично хочет прийти к ним, но боится, что задержится, и именно поэтому решает дать ПИСЬМЕННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (ЭТО и есть ЦЕЛЬ ВСЕГО ПОСЛАНИЯ). Посмотрите далее. В 4 главе Павел призывает Тимофея к борьбе с лжеучениями по запрету вступать в брак и ограничивать себя в пище, то есть не быть аскетом (далее, в 5-й главе апостол прямо говорит Тимофею не пить одну лишь воду). Павел призывает Тимофея учить паству жить по слову Божьему, а не по традициям лжесловестников. 1 Тим. 4:4 ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою. 6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа ... 7 Негодных же и бабьих басен отвращайся... 11 Проповедуй сие и учи. В 5 главе Павел дает наставления на счет отношения в христианской общине Ефеса к старцам, вдовам, пресвитерам, об обличении согрешающих В 6 главе Павел говорит, что небогатые христиане должны уважать своих господ и работодателей и не стремиться обогащаться, а богатых христиан призывает не возвышаться и быть щедрыми. В конце Апостол пишет Тимофею: "Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом …, завещеваю тебе 14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно" Итак, мы видим, что все послание к Тимофею Павел учит церковь Ефеса, как надо правильно жить в христианской общине по заповедям Божьим. Давайте теперь вернемся к 3 главе. В начале 15 стиха, Павел поясняет, зачем с самого начала письма он учил Тимофея правилам поведения в церкви. Ответ заключен в фразе: чтобы Тимофей «знал, как должно поступать в доме Божием». То есть, Павел хотел прийти в Ефес и дать наставление общине, в которой Тимофей был епископом. Но Апостол понимал, что скорее всего он прийти в ближайшее время не сможет, поэтому решил написать свои наставления письменно. Таким образом, контекст всего послания касается исключительно правил поведения в церкви: «знать, как должно ПОСТУПАТЬ», то есть вести себя верующим в церкви. Именно в контексте правил поведения нужно читать стих 1 Тим.3:15. Важно обратить внимание на используемые апостолом слова: «ПОСТУПАТЬ» и «ДОМ БОЖИЙ». Вопрос: Где «ПОСТУПАТЬ»? Дается ответ: в «доме Божьем». «Дом Божий» с оригинала переводится как «семья Бога» (οἶκος 1. дом, жилище; 2. семья, домашние). Что такое «дом (семья) Бога»? Ответ дан тут же, далее написано «который есть церковь Бога живого». Церковь с оригинала ἐκκλησία переводится как «сборище, собрание». То есть эту фразу можно перевести так: «поступать в семье Бога, которая есть собрание верующих в Бога живого». После слов «церковь Бога живого» не стоит точка, а мысль продолжается, за запятой дается описание церкви: «столп и утверждение истины». Хотя в оригинале запятой нет, там вообще нет знаков препинания. Если проследить за мыслью сначала, то мы увидим целостность всей фразы Павла: Выше перечисленные правила нужно соблюдать, то есть так ПОСТУПАТЬ, потому что христиане являются частью семьи Бога, которая есть «церковь … столп и утверждение истины». То есть, акцент в этом тексте сделан на необходимости праведного поведения в доме (семье) Бога. Этой семьей Бога является церковь. А потом дано описание церкви: «столп и утверждение истины». Таким образом, «столп и утверждение истины» — это ОПИСАНИЕ, характеристика, задача, миссия церкви, а не пророчество о том, что церковь будет непогрешима. Пророчества о грядущем Павел излагает абсолютно по-другому, ПРЯМО указывая, что речь идет о БУДУЩЕМ: 1Тим.4:1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… Деян.20:29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки… 2Тим.4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут… 2Тим.3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие… Вот это пророчества. Кстати, обратите внимание, что согласно этим пророчествам в церкви Христа будут большие проблемы, а не безгрешность и безошибочность. А в тексте 1 Тим. 3:15 не пророчество, там речь идет НЕ о будущем, а о настоящем времени, в котором живет и пишет Павел. То есть «столп и утверждение истины» это не пророчество о том, что церковь в будущем будет всегда истинной и безошибочной, а слова характеризующие церковь, к которой обращается апостол. Перевод слов “столп и утверждение” истиныТолкование стиха “поступать в доме Божием, который есть Церковь… столп и утверждение истины” будет более полным и понятным, если посмотреть перевод слов “столп“ и “утверждение” с оригинала древнегреческого языка: Столп στῦλος (Стюлос) — столб, подпора, колонна, столп. Утверждение ἑδραίωμα (Эдрайома) — опора, утверждение. То есть, в оригинале греческого языка, на котором был написан Новый Завет, между словами церковь и истина стоят слова στῦλος ἑδραίωμα. В словарях переводов, первыми всегда перечисляются варианты перевода, которые более часто применимы на практике, а далее другие возможные значения этого слова. Если поставить вместо слов στῦλος ἑδραίωμα их более вероятный перевод с оригинала, то мы увидим следующую фразу Церковь… столб, подпора, опора истины. В таком переводе вся фраза сразу выглядит по-другому, мы видим, что тут не пророчество, а функции, характеристики церкви. Одна из миссий церкви — быть опорой, подпорой для истины. Если истину представить, как крышу или навес, то столбы, колонны, подпоры её держат. Функция, задача столбов и подпор – держать крышу (истину), чтобы она не упала. Первична крыша, а столбы и подпоры играют вспомогательную роль. Чтобы укрепиться в таком выводе, давайте посмотрим на другие современные переводы Нового Завета: 1 Тим.3:15 «Если задержусь, чтобы ты знал, как вести себя в Божьем владении, то есть в Церкви Живого Бога, а это опора и оплот истины» (РБО - Российское Библейской Общество) 1 Тим.3:15 «Пишу на случай, если задержусь, чтобы ты знал, как надо вести себя в семье Божией, в церкви Бога Живого, которую Он соделал столпом и оплотом истины» (Институт Перевода Библии по ред. Кулакова) 1 Тим.3:15 чтобы, если я и задержусь, ты знал, как всем нам следует вести себя в доме Божьем, который есть Церковь живого Бога, опора и утверждение истины (Новый Русский Перевод) Церковь — это люди – они не могут быть безошибочным столпом и утверждением истиныВернемся к фразе «дом (в оригинале семья) Бога». Обратите внимание, что в тексте речь идет о «семье Бога», которая представляет из себя членов церкви. Само слово Церковь тоже показательно. «Церковь» с оригинала ἐκκλησία переводится как «собрание», это люди, принявшие приглашение от Бога войти в Его семью: В исторических христианских конфессиях, церковь воспринимается как сакральная организация с иерархией, которая имеет власть над своими членами. В Библии же церковь представлена как отдельные верующие, имеющие каждый свой дар, объединенные в общины, как братья (см. Матф.23:8) для общего блага и облегчения несения Евангелия. Павел в посланиях Римлянам 12 главе и 1 Коринфянам 12 главе дает иллюстрацию Церкви как тела, где верующие являются членами этого тела, включая апостолов, а Иисус – голова. Павел там четко поясняет, что важен каждый член тела, даже самый на вид незначительный: Рим.12:5 …мы, (христиане).., составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И … имеем различные дарования… 1Кор.12:27 И вы (христиане) — тело Христово, а порознь — члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами (как мы видим, апостолы в общем перечне членов тела, а не над ним), во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (духовные наставники тоже в общем перечне членов тела, наряду с теми, кто занимается лишь вспоможением, т.е. незначительный на первый взгляд помощник); далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения… 22 … члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. То есть, церковь в Библии — это конкретные люди, включая апостолов, имеющие свои дары и функции в теле Церкви, где голова Христос. Если церковь это люди, то людям свойственно ошибаться. Именно так учит Библия: Рим.3:10 как написано: нет праведного ни одного 1Иоан.1:8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Как церковь, то есть собрание, состоящее из грешных ошибающихся людей, может не ошибаться? Наоборот, церковь обязательно будет ошибаться. Не ошибаться церковь может только в одном случае, если предать церкви статус организации с мистичностью, сакральностью, что и сделали в ряде церквей. Они забыли, что греческое слово “экклесия” (церковь) переводится просто как “собрание”. Кстати слово “церковь” – это, своего рода, аналог слова “синагога”, которое переводится “место собрания”. Однако, Библия не учит тому, что церковь - это сакральная организация, которая никогда не ошибается. Наоборот, в Библии постоянно говорится о том, что церковь – это люди и эти люди часто грешат и ошибаются. Кроме того, в Библии слово “церковь” употребляется как в единственном числе, указывая на всеобщую Вселенскую церковь, так и во множественном числе, указывая на поместные церковные общины. Это доказывает, что понятие “церковь” не обладает уникальностью и мистичностью, а обозначает собрания верующих людей (см. Деян.14:23,15:41,16:5; Рим.16:16; 1Кор.4:17,7:17). Есть конечно еще один текст Матф.16:18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее Но в оригинале, слово ад – гадес - это аналог еврейского слова шеол, которое обозначает могилу, а не пристанище душ нечестивых без тела. То есть Иисус тут говорит, что церковь не погибнет. Обратите внимание, что именно у Иисуса ключи ада (могилы) и смерти
Откр.1:18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Это обозначает, что у Иисуса ключи смерти и могилы, ведь после Его пришествия мертвые воскреснут – выйдут из могил в нетленных телах и смерти уже не будет. Показателен тот факт, что Израильский народ Ветхого завета, тоже называется в оригинале Нового Завета “церковью”. Нужно понимать, что Бог не лишал Израильтян статуса Своего народа, а вместо иудеев, мол, из язычников создал Свой новый народ Божий. В Новом Завете видно, что христиане именуются Израилем и его Двенадцатью коленами. Иисус был иудеем, все апостолы были иудеями, все первые христиане были иудеями. Лишь позже язычники начали входить в Израиль Божий – церковь Христа. Израильтяне, не признавшие в Иисусе Миссию, остались в ветхом завете, а Израильтяне, принявшие Христа, вошли с Богом в новый завет, куда потом присоединялись язычники, становясь потомками Авраама по обетованию (см. Иак.1:1; 1Пет.2:10; Рим. 9:6-8; Гал.3:29,6:16; Еф.2:12; Евр.8:8-12; Откр.7:4,21:12). Поэтому, не удивительно, что Израильтян ветхого завета Библия в оригинале также именует церковью. Деян.7:38 Это тот (Моисей), который был в СОБРАНИИ (в оригинале ἐκκλησία — ЦЕРКОВЬ) в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Также в Септуагинте - переводе Писания (Танаха) с иврита не греческий, осуществленном во 2 веке до н.э. словом ἐκκλησία (церковь) не раз назывался народ Ихраильский. Как мы знаем, церковь Ветхого завета много ошибалась, грешила. Ошибались и грешили священники и Богословы. И в итоге часть Ветхозаветной церкви даже не признала Сына Божьего, а распяла Его. Поэтому, мы должны понимать, что принадлежность к Божьему народу не гарантирует безошибочность, то есть, Божье собрание – Церковь – не обладает сакральной, мистичной, безупречной святостью. Церковь – не истина, а опора для истиныОднако, некоторые церкви наиважнейший приоритет в религии отдают церкви, считая её, как было сказано выше, сакральной, мистичной организацией, которая не ошибается. Поэтому фразу «церковь … столп и утверждение истины» они воспринимают как «церковь - это истина». Однако, текст этой мысли не содержит. Как мы увидели выше, церковь - это столб и опора для истины. . Поэтому фразу «церковь … столп и утверждение истины» они воспринимают как «церковь … истина». Однако, текст этой мысли не содержит. Как мы увидели выше, церковь это столб и опора. То есть церковь не истина, а служит опорой для истины. И действительно, церковь нигде не называется в Библии истиной. Истиной Библия называет Слово Божие! Иоан.17:17 СЛОВО Твое есть ИСТИНА. То есть миссия церкви – охранять слово Божие, быть его опорой. А Слово Божие – это Библия — Священное Писание (см. Иоан.10:35, Мар.7:13). Таким образом, задачей церкви является охрана и провозглашение Библии — Священного Писания! Иногда, можно услышать, мол, если церковь это опора для истины – Библии, значит, церковь имеет эксклюзивное право на толкование Библии. Однако, опора, подпора, столб, колонна – это не толкование. Иудеям тоже было вверено Слово Божие, о чем говорится в Рим 3:2 “Им вверено слово Божие”. Иудеи сберегли слово, то есть Писание. Иисус говорит: «Они сохранили слово Твое» (Иоан.17:6) Но при этом, иудеи исказили его толкование, в чем их постоянно упрекал Иисус: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матф.22:29). Также иудеи приплюсовали к Слову Божьему много человеческих правил (традиций), за что их также критиковал Христос «И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мар.7:9) Христианам, по аналогии, также было доверено Слово Божие. И естественно, представители церкви также могут ошибаться в его толковании и допускать приплюсовывание к нему человеческих правил. Давайте вернемся к аналогии крыши с опорами. Представим, что Истина, то есть Слово Божие — это крыша, которая держится на опорах — церкви. Церковь – в переводе — это собрание верующих людей. То есть опора для Слова Божьего – это верующие люди, составляющие церковь. Что первично по функциональности в этой конструкции — крыша или ее опоры, столбы? Хозяин захотел сделать крышу, чтобы укрывать людей и имущество от дождя и града. Сами опоры без крыши мало полезны. То есть первична крыша, так как именно она защищает от непогоды. А столбы, опоры, колонны служат для подпорки крыши. Опора не имеет права ни изменять, ни надстраивать крышу, ни делать в ней архитектурные изменения. Задача опоры – сберечь крышу, чтобы та не перекосилась и не упала, но чтобы приносила пользу. Сегодня же, искажая смысл слов апостола Павла «церковь … столп и утверждение истины», некоторые богословы пытаются опоре для крыши придать функции хозяина и создателя крыши. Может иллюстрация не идеальная, но принцип излагает доходчиво. Кроме того, внутри церкви, даже в рамках одной конфессии, на некоторые тексты Священного Писания есть несколько разных толкований, что как раз и доказывает несостоятельность аргумента об эксклюзивности и безошибочности церкви в толковании Библии. Церковь не безошибочна в истине, а может ошибатьсяХристиане, утверждающие, что церковь не может ошибаться, так как «церковь … столп и утверждение истины», закрывают глаза на явные ошибки, заблуждения и отступления в церкви. Причем такие отступления описаны в Новом Завете. Здесь, конечно, важно определиться с терминами. Ведь, если за церковь принять некую организацию, то тогда все грехи и ошибки её членов можно отождествить непосредственно с этими людьми, тем самым обелив саму организацию. А если церковь принимала неправильные решения на Вселенских Соборах, то даже эти явные ошибки можно также отнести на грешных людей, выгораживая, сакральную святую организацию. Например, история церкви знает решения Вселенских Соборов, которые спустя время, сама церковь признавала ошибочными, разбойничьими и отменяла, как будь-то их и не было (например, Соборы 341, 355, 449, 754, 815 годов). Но они были, и по решениям этих Вселенских Соборов верующие жили года и даже десятилетия. Знает всемирная церковь и проклятия, посылаемые церквями друг на друга (затем отмененные), что никак не отображает взаимную любовь между братьями, которой учил Иисус Христос. Вселенская церковь за 2 тысячелетия постоянно внутри себя дискутировала, отменяла сама свои решения, разделялась, даже воевала брат с братом, физически уничтожала и истязала инакомыслящих… Только слепая вера в непогрешимость церкви может заставить закрыть глаза на эти многочисленные факты истории. В Новом Завете мы множество раз читаем, как церкви, а точнее верующие, из которых церкви состояли, ошибались, заблуждались и оступались. Вспомните книгу Откровение, 2 и 3 главы, где Иисус прямо критикует церкви за отступления и даже идолопоклонство, но все же, при этом, называет их Своими церквями. Откр.3:13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Если бы церковь, как мистическая сакральная организация, была безошибочна, то Иисусу не было бы смысла обращаться с обличениями к Семи Церквям. И апостолу Павлу не было бы нужды учить Тимофея и другие церкви морали, нравственности и правилам поведения в общине, так как церковь бы сама всё выправила, будучи безгрешной и безошибочной. Но Иисус взывает с укором к церквям, и Павел в своих посланиях постоянно критикует церкви, и учит правильной жизни: правильному пониманию учения, правильному поведению членов церкви и служителей. А мотивом призыва к совершенствованию и является то, что задача церкви — быть столбом и опорой истины Божьей. То есть «столп и утверждение истины» это не пророчество о безгрешном будущем церкви, а миссия и суть церкви — быть опорой для истины. Именно поэтому Божьи служители должны быть образцом нравственности, о чём выше, в исследуемом послании писал Павел Тимофею. Еще раз давайте посмотрим на толкование слов Павла из 1 Тим. 3.15 Разве можно слова Павла из 1 Тим. 3.15 перефразировать так: «Братья, я даю вам пророчество о том, что церковь НИКОГДА и НИ РАЗУ не будет ошибаться и даже заблуждаться, а будет генерировать и нести лишь одну сплошную ИСТИНУ!?» Разве можно слова из 1Тим.3.15, с учетом контекста, понять именно так? Конечно, нет! Павел этого не имел в виду, а говорил Тимофею о том, как надо ЧИСТО И ПРАВЕДНО поступать в доме Божьем - в церкви, ведь у церкви святая миссия — быть опорой и поддержкой Божьей истины в мире. Разве на одном вырванном из контекста стихе Библии 1 Тим 3:15 «церковь … столп и утверждение истины» можно строить целую ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ДОКТРИНУ о непогрешимости церкви?! При этом, игнорируя другие тексты Библии, где опровергается такое понимание. И, закрывая глаза на многочисленные факты истории, из которых видно, что члены церкви, и церковь, как организация, неоднократно ошибались.
Также читайте материалы: «Первоапостольская церковь. Какие традиции были в первой церкви и из кого она состояла?»; Церковь - Тело Иисуса Христа?; «История христианской церкви. Отступление от Библии». Валерий Татаркин Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы) Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
|