|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. Облако тегов: Первоапостольская церковь. Какие традиции были в первой церкви и из кого она состояла? Как жили первые христиане? Толкование Библии
|
Первоапостольская церковь. Какие традиции были в первой церкви и из кого она состояла?СОДЕРЖАНИЕ:
Сегодня в некоторых христианских конфессиях, Церкви придают статус сокральной структуры. Считается, что Церковь – это Тело Христово, а значит, она не может ошибаться и заблуждаться. Поэтому Церковь в этих конфессиях имеет наивысший авторитет, а учение Библии понимается исключительно через толкование духовенства этой церкви. Как итог, человек не может думать иначе, чем закреплено в Преданиях Церкви. Но есть и другие христианские церкви, которые не видят сокральности в церковной организации. Для них наивысший авторитет – это прямое учение Бога, изложенное в Библии, то есть «Соло Скриптура» — только Писание. Давайте вместе разберемся в учении Библии относительно церкви. Как переводится слово церковь?Начнем мы с того, что посмотрим на само слово “церковь”. На греческом языке это слово звучит ἐκκλησία – экклесия. Этимология слова »экклесия”: приставка »эк», которая означает »из» плюс слово »клесис», которое обозначение — зов, звать. В итоге, получаем значение слова: вызванные, приглашенные. В речевом обороте это слово обозначало “народное собрание, сборище, собрание людей для общего занятия”. Слово “церковь” часто употреблялось в повседневной речи грекоговорящих людей без связи с первоапостольской христианской церковью. То есть, в самом слове “церковь” нет сокральности. Как мы понимаем, Иисус говорил с учениками на арамейском языке и на иврите, а Его речь до нас дошла в Новозаветных текстах Библии лишь на древнегреческом языке. Поэтому, не известно, какое слово на арамейском или иврите употреблял Христос, когда образовывал собрание Своих последователей. Но фактом является то, что апостолы для обозначения собрания учеников Иисуса, в своих письменах на греческом языке, использовали простое греческое слово “экклесия” – “церковь”. Другим фактом является то, что этим же словом “экклесия” (“церковь”) в Новом завете обозначается народ Божий Ветхого завета, то есть Израильтяне: Деян. 7:38 Это тот (речь о Моисее), который был в СОБРАНИИ (в гр. оригинале ἐκκλησία — ЦЕРКОВЬ) в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Есть еще один интересный факт о слове “экклесия”. Примерно за пару веков до жизни Иисуса и апостолов, Ветхий завет Библии (евреи его называют Танах), был переведен на греческий язык. Такой перевод был необходим, так как значительная часть евреев жила за пределами Израиля в диаспорах других стран, и многие попросту не знали иврит, на котором был записан Танах (ветхозаветное Писание). Поэтому, для изучения Писания в синагогах диаспор стали использовать перевод Танаха на греческий язык, ведь греческий язык в то время был международным языком, сходным сегодня с английским. Перевод Танаха на греческий язык называется Септуагинта. Важно то, что в Септуагинте словом “эккслесия” – “церковь” неоднократно называется собрание Израильтян: Втор.23:3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество (в Септуагинте тут слово экклесия — церковь) Господне (см. также Втор.4:10, 9:10, 18:16, 23:1-3,8; 31:30; Мих.2:5; Плач Иер.1:10; Ездр.1:10). То есть экклесией – церковью – Библия, как Новый завет, так и Ветхий завет, называет не только христиан, но и народ Божий ветхозаветного Израиля. При этом, мы знаем, что Израиль многократно уходил от Бога, ошибался, заблуждался, нарушал Его закон, за что постоянно его обличали пророки. Как апогей: значительная часть Израильтян не признали Сына Божьего, сошедшего с Небес. Такой пример использования понятия «церковь» в Библии показан для того, чтобы стало очевидно, что «церковь» не имеет сокральности, не гарантирует безошибочности и безгрешности. Как ветхозаветная церковь Божия ошибалась и заблуждалась, так и новозаветная церковь не застрахована от того же. Люди всегда были и остаются людьми. Бог, как ранее, так и сегодня не отнимает свободу выбора у человека. Поэтому мы и видим, что уже с первых десятилетий в церквях бы много заблуждений и отступлений, что хорошо отражено в посланиях апостола Павла и во 2-й и 3-й главах книги Откровения. Более того, апостолы пророчествовали, что в церковь вкрадется отступничество: Деян.20:29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем (ап. Павла), войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (см. также 2 Тим.3:1-5, 2 Тим.4:3,4; 2 Пет. 2:1-3). То есть, понятие «церковь» не сокрально. Сокральность, безошибочность и безгрешность церкви – это не Библейское учение, а привнесенное позднее в христианство руководителями церкви, устанавливающими свой авторитет по отношению к нижестоящим служителям и пастве. Какое определение церкви дает Библия?Итак, слово «церковь» не сокрально. Так как же описывается церковь Христа в Библии? Найдем ли мы в Священном Писании точное определение церкви? Четкого и законченного определения церкви в Библии нет, но описание церкви Христа в Священном Писании имеется. Во-первых, церковь это приглашенные люди – собрание, объединённое одной идеей, в нашем случае – Иисусом Христом. Во-вторых, как было отмечено выше, в Ветхозаветном Писании, словом “церковь” именовался Божий народ Израильтяне. В Новом завете Иисус создает Свою церковь, то есть Свое собрание, в которое входит часть Божьего народа – Израильтяне, признавшие в Иисусе из Назарета, Мессию (Христа). Матф.16:18 Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне (на утверждении Петра о том, что Иисус есть Христос Сын Бога) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (разбор этого текста смотри тут, на счет ада тут). То есть, христианская церковь, на этапе становления, была не абсолютно новой группой людей, а представляла собой Израильтян, объединенных верой в Иисуса как в Христа (Мессию) и Сына Бога. Об этом подробнее мы поговорим чуть позже. Церковь Тело Иисуса Христа?Часто можно услышать, что церковь — это Тело Христово. А значит, в этом теле (в церкви) не может быть “болезней”, то есть заблуждений и грехов, ведь, Христос, являясь Богом, непогрешим. Однако, на Библейские тексты, описывающие церковь, как тело Христа, можно посмотреть с двух разных сторон:
К первому толкованию, где тело Христово – это определение церкви, есть много вопросов. В частности. Почему в церкви на протяжении столетий существовали разные вероучительные течения, ряд из которых в последствие был признан еретическим? Почему в церкви были и продолжаются расколы? Почему в церкви были антигуманные и античеловеческие грехи и даже изуверства? Почему Вселенские соборы отменяли один решения другого? И наконец, если церковь признавать организмом, то где у этого организма отходы жизнедеятельности, где у него рост, старение, дряхление? Зато, есть на тело посмотреть, как на иллюстрацию церкви, всё встанет на свои места. При этом, нужно учитывать, что христианская церковь это не только Всемирная Церковь. Словом «церковь» в Библии называются и поместные общины христиан (см. Деян. 8:1, 11:22, 13:1; Рим.16:1; 1Кор.1:2, 16:19 и др.). Поэтому слово церковь неоднократно упоминается во множественном числе – «церквях», «церкви» (см. Деян.9:31, 14:23, 15:41, 16:5; Рим.16:4,16; 1Кор.4:17, 7:17, 16:1 и др.). Это доказывает, что как Всемирную церковь, так и поместные общины, также называемые церквями, мы можем рассматривать как группы верующих во главе со Христом. Подробнее тема церкви, как тела Христа рассмотрена в этой статье. Церковь – это столп и опора истины?Также церковь иногда сравнивают со столпом и опорой истины. Но и это не является определением церкви, а лишь её задачей. Подробно этот текст разобран по ссылке. Церковь это вера, иерархия и таинства?Кроме того, церковь некоторые верующие определяют как совокупно вместе: иерархию, веру и таинства. Строгой иерархии в Новом завете мы не найдем, наоборот, Иисус и апостолы учили равенству всех верующих, как братьев. Таинств (не нужно путать с обрядами) в Библии тоже нет – это поздние традиции, введенные в церквях. Что касается веры, то это отчасти верно. Правда, христианская вера в Библии не является какой-то уникальной и исключительной, присущей только верованию одной конфессии. Вера, как признак принадлежности к христианству, – это вера в Иисуса из Назарета, как в Сына Бога и Христа (Мессию). Подробнее об этих трех признаках смотрите видео. Итак, согласно Библии – церковь это собрание верующих во Христа людей, без какой бы то ни было сокральности. И, естественно, люди могут ошибаться и заблуждаться, что мы и видим как на страницах Библии, так и в фактах истории. Когда возникла самая первая христианская первоапостольская церковь?Можно ли назвать Иисуса со Своими учениками церковью, в то время когда Христос ходил по земле? Иисус Своих последователей при жизни церковью не называл, хотя употреблял этот термин по отношению к будущим Своим приверженцам (см. Матф.16:18, Матф.18:17). Первый раз слово “церковь” для описания группы верующих в Иисуса людей, употребляется во 2-й главе книги Деяний апостолов. Деян.2:47 Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Согласно контекста, прошло совсем немного времени с момента Пятидесятницы (праздник Шавуот праздновался через 50 дней после Пасхи, в которую умер Иисус), когда Дух Святой сошел на учеников Иисуса. Путь это будет месяц или максимум год… Нам сегодня не узнать, но факт очевиден – ученики Христа и все, кто к ним присоединялся, – именовали себя Церковью почти сразу после вознесения Иисуса и праздника Пятидесятницы. Кто являлся членами христианской первоапостольской церкви первого десятилетия?Сегодня многие христиане имеют неверное представление о первоапостольской церкви. Люди её идеализируют и представляют, как состоящую из святых людей всех национальностей. Однако, это в корне не верно. Нужно понимать, что Иисус был евреем, все апостолы были евреями и все первые христиане были тоже евреями! Тому есть много доказательств в Новом Завете. Как мы уже отметили, все апостолы были евреями, и в первую церковь после Пятидесятницы входили исключительно иудеи и прозелиты (этот термин мы рассмотрим ниже). Глава 2 книги Деяний описывается праздник Пятидесятницы в Иерусалиме, куда, согласно закона Моисея, должны были приходить все иудеи. Тора (Пятикнижье Моисея – первые 5 книг Библии) дает наставление: 3 раза в год на праздники Пасху, Шавуот (Пятидесятницу) и Кущи (Суккот) Израильтянам со всех уголков земли собираться в храме Иерусалима (см. Исход 23 главу). Праздник Шавуот (Пятидесятница – Праздник жатвы первых плодов) и описан во 2 главе Деяний апостолов: Деян.2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики Христа) были единодушно вместе… 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди НАБОЖНЫЕ (верующие в Бога Израилева), из всякого народа под небом (со всех стран)… 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты Именно верующим, пришедшим на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, и благовествовал апостол Петр после сошествия Духа Святого на учеников. Именно 3000 Иудеев и прозелитов, пришедших на паломнический праздник, первыми крестились и вошли в церковь Христа. Деян. 2:41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч Выше в Деян. 2:5 мы видели слово “набожные”. Необходимо разобрать и это понятие. В то время верующих в Бога Израилева можно было разделить на три группы:
Две группы людей — 1 и 2 — приходили в Иерусалим на три паломнических праздника. Третья группа людей тоже могла теоретически прийти в Иерусалим на праздник из любопытства, но их бы не пустили в храм, так как они еще не Прозелиты. Они могли наблюдать лишь издалека. При этом, в эти три праздника, все гостиницы и постоялые дворы были заняты паломниками иудеями, поэтому простых туристов из 3-ей категорий на паломнических праздниках в Иерусалиме было не много. Особо хочется обратить внимание на тот факт, что прозелит (гер) – это не язычник – это уже Израильтянин, который обрезан и соблюдает заповеди Торы, как и все Иудеи. Таким образом, можно еще раз повторить, что после Пятидесятницы крестились именно иудеи и прозелиты, пришедшие в Иерусалим на паломнический праздник Шавуот. Именно иудеи и прозелиты, согласно тексту Нового Завета, вошли в первую церковь. Были ли в самой первой церкви язычники?Сегодня распространено ошибочное представление о составе первой церкви. Некоторые богословы, видя в 6 главе книги Деяния, греческие имена первых диаконов, делают вывод, что они были язычниками. Однако это абсолютно не верно. И доказательство этому есть прямо в тексте: Деян.6:5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Как мы видим, после перечисления греческих имен, автор обращает внимание читателей на Николая Антиохийца, называя его обращенным из язычников. Обращенный из язычников – это и есть прозелит (гер). Николай был обращен в иудаизм, и лишь затем принял христианство, возможно, после излития Духа Святого в Пятидесятницу. Ведь язычникам в первые годы церкви еще не проповедовали, и их в христианство принципиально не обращали, что четко понятно из текста следующих глав книги Деяний (этот вопрос мы рассмотрим далее). Речь в 6 главе Деяний идет о том, что грекоговорящим вдовицам было меньше внимания, чем, говорящим на иврите. Это объясняется просто – первая церковь в Иерусалиме состояла в основном из иудеев, говорящих на иврите. Соответственно, грекоговорящим вдовицам, по понятным причинам, оказывалось меньше внимания. Елленисты (грекоговорящие иудеи) заступились за своих вдовиц. И церковь исправила эту оплошность, поручив социальную работу грекоговорящим иудеям из диаспор (поэтому у них имена греческие) и прозелиту Николаю. Нужно понимать, что по всем крупным городам Римской империи были иудейские диаспоры. Евреи, живущие в этих диаспорах, зачастую имели греческие имена. Евреи мигрировали, и многие из диаспор возвращались в Израиль, в частности, в Иерусалим, где образовывали свои анклавы по прежним странам проживания. У каждого такого анклава, были свои синагоги. Поэтому далее мы читаем о наличии в Иерусалиме синагог «Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев» (Деян.6:9). Такие синагоги были востребованы, ведь евреи из диаспор посещали Иерусалим, и во времена таких посещений приходили в «родную» синагогу, где были преимущественно евреи из страны их постоянного проживания. Такая ситуация продолжается и сегодня. Например, в Иерусалиме есть «русские» синагоги, которые содержат евреи, некогда проживавшие в России или республиках СССР. Русскоговорящие евреи, приезжая в Иерусалим, находят там русские синагоги, где участвуют в Богослужениях и знакомятся с близкими по духу людьми. Христиане это Израильтяне (Иудеи) или новая религия?Необходимо понимать, что первые христиане не мыслили себя абсолютно новой, отдельной религией. Первые последователи Христа считали себя частью Израиля, а их верой был иудаизм. Иудаизм, как и многие другие религии, имеет течения. Например, основные течения ислама это шииты и сунниты, основные течения христианства сегодня – это православные, католики и протестанты. И в иудаизме также было и есть много течений. В те времена, основными направлениями иудаизма были фарисеи, саддукеи, ессеи и зелоты. Христианство стало еще одним течением иудаизма. Поэтому римляне христиан отождествляли с иудеями, и последователям Христа много раз приходилось терпеть гонения из-за восстаний иудеев. Согласно Ветхозаветному Священному Писанию, Бог обещал заключить Новый завет НЕ с язычниками, А с Израильтянами – Иудеями Иер.31:31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды НОВЫЙ ЗАВЕТ … Апостолы знали это пророчество и считали, что оно исполнилось в их жизни. В послании к Евреям, Павел цитирует это предсказание, как сбывшееся в христианской церкви, см. Евр. 8:8-12. В тексте Нового Завета хорошо видно, что христиане отождествляли себя с Израилем. Посмотрите, как обращается Иаков к христианам: Иак.1:1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. Петр называет обращенных язычников Божьим народом, цитируя слова Бога к Израильтянам на горе Синай в Исх.19:5,6: 1 Пет.2:9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, … 10 некогда не народ, а ныне народ Божий Павел неоднократно называет христиан Израилем: Гал.6:16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию (см. также Еф.2:12, Евр.8:8-10, Рим.2:28,29). Иоанн в книге Откровение называл последователей Христа двенадцатью коленами и Израилем, см. Откр.2:14, 7:4, 21:12. Так как христиане отождествляли себя с народом Божьим – Израилем, то соответственно войти в этот народ язычник мог только через обряд гиюр, заканчивающийся обрезанием, то есть став Прозелитом (гером). Так искренне считали многие первые христиане, включая апостолов. К сожалению, иудейские старцы сделали сложным обряд гиюра, придумав для обращаемого множество испытаний. С момента готовности язычника войти в Божий народ до дня обрезания, могло пройти несколько лет. Бог был против такой сложной процедуры перехода язычника в христианство, поэтому вмешался в ситуацию, послав видение апостолу Петру (об этом мы поговорим ниже). Когда в церкви начали проповедовать язычникам и крестить их?Книга Деяний апостолов рассказывает о том, что после смерти Стефана (который, кстати, был грекоговорящим иудеем из диаспоры, поэтому и проповедовал в основном в синагогах диаспор, см. Деян.6:9), все активные христиане, кроме апостолов разошлись по Иудее и Самарии, и далее по странам Римской Империи. В тексте Нового Завета четко написано, что благовествовать о Христе рассеянные ученики Иисуса, стали ТОЛЬКО ИУДЕЯМ: Деян.8:1 В те дни (после убиения Стефана) произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Деян.11:19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, КРОМЕ Иудеев. Рассеянные ученики Иисуса язычникам не проповедовали, так как евреи сторонились представителей других народов, боясь ритуально “осквернится” от общения с ними. Поэтому, Богу к обращению первых язычников, пришлось призвать апостола Петра – одного из уважаемых столпов церкви. Самым первым из крестившихся язычников стал Корнилий. Причем Корнилий, был не рядовым язычником, а уже верующим в Бога Израилева. Он принадлежал к третей из упомянутых выше категорий – «боящийся Бога». В тексте прямо об этом написано: Деян.10:1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий … 2 боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Как мы видим, Корнилий на тот момент был уже верующим в Бога, причем, его вера была крепкой до такой степени, что он обратил в свою веру весь свой дом. Он, скорее всего, уже ходил в синагогу изучать Писание, и явно симпатизировал Иудеям. Следующим его шагом был обряд гиюра, заканчивающийся обрезанием, и он бы стал Прозелитом. Но этого не произошло, так как Корнилий, минуя гиюр, вошел сразу в Божий народ, крестился и стал учеником Христа. Посетив дом Корнилия, апостол Петр преступил традиции иудаизма и очень рисковал вызвать ропот у своих братьев по вере. Как было замечено выше, в те времена, иудеи не могли близко общаться с необрезанными, они не имели права ходить в ним в гости, и тем более, садиться с ними за один стол. Поэтому, не смотря на то, что Корнилий веровал в Бога Израилева, Петр не мог войти в его дом, пока тот не обрежется, то есть не станет Прозелитом. Поэтому братья – христиане ругали апостола Петра за его визит к Корнилию: Деян.11:2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Из текста видно, что первые христиане были обрезанные, о чем мы и рассуждали выше, то есть не язычниками, а Иудеями и Прозелитами. Петру пришлось пояснять братьям, практически оправдываться, что визит в дом необрезанного был не его инициативой, а Сам Бог направил его к Корнилию. Библия показывает, что непосредственно Сам Господь посылает Петра в дом к Корнилию. Перед тем, как отправить Петра в дом язычника, Бог апостолу показал видение нечистых животных, которых объявил очищенными. Этим видением Господь показал Петру, что язычников не нужно считать нечистыми, а значит с ними можно общаться, заходить к ним в дом и садиться за один стол. О том, что это видение касалось проповеди язычникам, читайте здесь Традиция, запрещающая иудею общение с представителями других народов (необрезанными), четко видна в текстах Нового Завета Иоан. 4:9, Деян.10:28, Гал. 2:11,12. Таким образом, первым язычником, обратившимся в христианство, стал Корнилий со своим домом. Он вошел в Божий народ, минуя обряд гиюра, включающего обрезание, сразу крестившись. Далее мы читаем, как апостол Павел в рамках первого миссионерского путешествия, проповедует по городам Римской империи. Апостол приходит в иудейские синагоги по субботам, проповедует там о Христе, чем раскалывает общину. Иудеи, прозелиты и боящиеся Бога, уверовавшие в Иисуса, как в Мессию (Христа), образовывали новые общины, выходя из синагог. Причем, Павел не принуждал боящихся Бога проходить через гиюр, заканчивающийся обрезанием. Такое пренебрежение апостола Павла традициями иудаизма вызвало неодобрение у христиан из Иерусалимской общины, которая в то время считалась материнской церковью. Какой основной вопрос решался на первом христианском Соборе?Именно по поводу обрезания был созван первый христианский Собор. Деян.15:1 Некоторые, пришедшие из Иудеи (в общину Антиохии), учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. На этом соборе, христиане, чтущие традиции иудаизма, в частности, вышедшие из фарисеев, хотели заставить всех язычников, желающих стать христианами, проходить через обряд гиюр, включающий в себя обрезание. Но они не нашли поддержки на Соборе. Сначала на Соборе выступил Петр (см. Деян. 15:7-11), напомнив, про историю с Корнилием, когда язычники приняли Духа Святого, что проявилось в даре языков, не быв обрезанными (см. Деян. 10:44-46, 11:15). Это доказывало, что Дух Святой может сойти и на необрезанного верующего. Потом Павел и Варнава рассказали, какие Бог творил чудеса среди необрезанных учеников Иисуса см. Деян. 15:12, что также показывало явное желание Бога обращать в Свою веру и необрезанных. Затем, Иаков (скорее всего брат Христа, см. здесь ), видимо, председательствовавший на Соборе, поддержал Петра, Павла и Варнаву, вспомнив предсказание из Писания о массовом обращении язычников (см. Деян. 15:15-17). Решением собора было: освободить обращаемых язычников от обряда гиюра с обрезанием, а ограничится для начала соблюдением важных заповедей Торы о крови, идоложертвенном и высоко моральном поведении. Подробнее о решении первого собора читайте главу из моей книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” Письма с решением собора были направлены по христианским общинам. Однако и после этого, вопрос обрезания долго еще оставался актуальным для многих христиан, обращающихся из язычников, что хорошо видно в посланиях Павла к Римлянам и Галатам. Какие традиции блюли христиане первоапостольской церкви?Сегодня некоторые христиане искренне считают, что все обряды и традиции, которые есть в их церкви, берут свое начало в Библейское время и установлены Богом на страницах Священного Писания. Однако, это большое заблуждение. Первая церковь жила по традициям иудаизма, изменив их с учетом того, что Иисус был исполнением храмовых обрядов. Даже спустя несколько десятилетий после Вознесения Христа, церковь Иерусалима продолжала обрезывать детей и соблюдать многие иудейские обычаи. Это хорошо видно в разговоре пресвитеров Иерусалимской церкви с Павлом, когда апостол пришел в Иерусалим после его последнего третьего миссионерского путешествия: Деян. 21:18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры… 20 Они (Иаков и пресвитеры) же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев (христиан), и все они ревнители закона (Моисея). 21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Мы видим, с претензиями к Павлу выступили ВСЕ пресвитеры Иерусалимской церкви. До них дошли слухи, что апостол учит отхождению от традиций иудаизма. После такого обвинения, Павлу пришлось доказывать христианам Иерусалима, что он не учит отречению от иудейских обычаев, для чего ему пришлось поучаствовать в обряде обета назорейства (см. Библия, Тора, закон Моисея Числ. 6 глава). Этот пример наглядно демонстрирует, что первая церковь блюла закон Моисея и некоторые традиции Израиля. Что касается многих современных обычаев христиан, то их просто не было в первоапостольской церкви. В Библии нет прямых текстов, где ученики Христа делали в своей религиозной жизни или учили следующему:
Этого в Библии нет. Конечно, в Священном Писании встречаются похожие слова и тексты, но в контексте они говорят абсолютно о другом. Например, слово “литургия” в переводе с греческого обозначает “служба, служение, услуга”. Это слово несколько раз встречается в Новом завете. Но в новозаветном тексте “литургия” не обозначает многочасовой обряд и последовательность действий при христианском Богослужении в храме. В частности, в 13 главе Деяний описана община в Антиохии. Деян 13:2: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тут описана община в Антиохии, которая только недавно образовалась на базе синагоги, откуда вышли иудеи и Бога чтущие язычники, уверовавшие в Иисуса из Назарета как в Мессию. Тогда еще и в планах не было христианских храмов и сложных обрядов. Тут описано, как Павла братья благословили на первое миссионерское путешествие. Под служением Господу, тут скорее всего понимались произвольные молитвы и песнопения, которые посвящали Богу последователи Иисуса, как и остальные иудеи. Чтобы лучше понимать хронологию событий, описываемых в книге Деяний апостолов, прочтите краткое толкование на эту книгу Библии. В Фил.2:17 и 2 Кор.9:12 тоже употребляется термин «литургия». Но и там служение не описывает строгую храмовую литургию, которую, якобы соблюдали, первые христиане. Поэтому, найдя в Библии слово «литургия», нельзя сделать вывод, что в первой церкви была храмовая обрядовая литургия. Литургия это обыкновенное греческое слово. В Новом завете слово “литургия” не имеет храмового обрядового значения, а обозначает другое, что видно даже при поверхностном изучении контекста. А уж если понимать исторический контекст, то такие мысли вызывают улыбку, так как христианских храмов и многих современных традиций христианства в первоапостольской церкви вообще не было. Ведь состояли первые церкви, напомним, в большей части из христиан иудеев и прозелитов, поэтому и традиции они соблюдали иудейские. Мало того, что перечисленные выше 12 пунктов, не упоминаются в Новом завете. Этих традиций не найти и в истории церкви первых трех веков. Первоапостольская церковь жила просто верой во Христа и добрыми делами. В первые несколько десятков лет, Священным Писанием для христиан было Писание иудеев (Танах), которое мы сегодня называем Ветхим заветом. Когда на страницах Нового завета идет упоминание или восхваление Писания, то речь идет именно о Ветхом завете, как его сегодня называют христиане, то есть о Танахе, как его называют Иудеи. Апостол Павел прямо говорил, что жить христианам надо так, как он научил во время своих миссионерских путешествий, не прибавляя к этому: Гал.1:8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам (во время миссионерских путешествий и образования церквей по местам), да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. А чему Павел учил евреев в синагогах и язычников, уверовавших в Иисуса? Только тому, что Иисус из Назарета — это Христос, Бог и Спаситель! И, естественно, апостол пояснял Писание, где были предсказания о Христе и заповеди Божьи… Ничему другому Павел учить просто не мог, так как вышеперечисленных 12-ти христианских традиций попросту НЕ БЫЛО! Мы их не находим в тысячах трудов и переписок христиан первых трех веков. В чём заключалась суть верования первых христиан?Лейтмотивом книги Деяния апостолов, которая описывает первые несколько десятков лет христианства, является распространение веры в то, что Иисус из Назарета – это Мессия (в переводе Христос), Сын Бога и Спаситель. В этой проповеди апостолов сопровождали чудеса и знамения, которые способствовали прославлению Иисуса. Именно именем Иисуса апостолы исцеляли и воскрешали. Иисус должен был стать центром веры тех, кто веровал в Бога Израилева. Иудеи, прозелиты и боящиеся Бога, должны были поверить, что пророчества Священного Писания исполнились – явился долгожданный Христос, и Он был не простым пророком, а Сыном Божьим и Спасителем мира. Павел сам только недавно уверовал в Иисуса как во Христа и Господа, и желал, чтоб и другие евреи уверовали, а потом и язычники. Это и было целю миссионерских путешествий Павла! То есть, центром проповеди Павла и других апостолов – было то, что Иисус из Назарета – это не простой раввин (учитель), и даже не великий пророк, а Сын Бога и Спаситель, который умер за грехи людей, даруя раскаявшимся грешникам вечную жизнь. Этому есть доказательство в Новом завете. Несколько раз мы встречаем в тексте Нового завета термин “неверующий”. По привычке, нам кажется, что речь идет об атеистах или язычниках. Но нет. Этим термином Библия называет иудеев, которые верят в Бога, но которые не поверили в Иисуса, как в Господа: Деян.14:2 А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. 1 Пет.2:7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна Сутью веры первых христиан было именно признание того, что сын плотника, Иисус из Назарета, был Христом – Мессией, пришедшим с Небес: 1 Иоан.4:2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Как называли себя христиане первоапостольской церкви?Для нас сегодня привычно, что людей, верящих в Иисуса Христа, называют христианами. Но такое обозначение последователей Иисуса далеко не сразу вошло в обиход. В первый раз христианами начали называться ученики Иисуса в Антиохии. Деян.11:26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами При этом, слово христианин лишь трижды упоминается в Новом завете. В упомянутом выше тексте, а также в Деян.26:28 и 1 Пет.4:16. То есть, даже после того, как слово “христианин” начало применятся, далеко не сразу оно стало распространенным по отношению к последователям Христа. Так как же называются христиане в Новом Завете? Последователи Иисуса в те времена называли друг друга просто «учениками» или «братьями». Слово «ученики» по отношению к приверженцам Христа упоминается в Новом завете 261 раз, из них 232 раза в Евангелиях, 29 раз в Деяниях при описании первой церкви. Не случайно последователя Христа именовали себя учениками Иисуса, ведь они выполняли повеление Своего Учителя: Матф.28:19 Итак идите, научите (в оригинале сделайте учениками) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам Слово “ученик” сильно отличается от привычного нам термина “прихожанин”. Ученик – это активная позиция, это человек, который всегда учится у своего Учителя, а потом и далее передает полученные знания другим, менее опытным ученикам. То есть ученики Иисуса, выполняя волю своего Учителя, должны были искать новых учеников и учить их тому, чему учил Сам Иисус. А чему учил Христос? Разве Иисус учил иконам, мощам или многочасовым литургиям в христианских храмах, которых тогда не было? Конечно, нет! Христос учил правильному соблюдению заповедей Писания, основным принципом которых является любовь к Богу и любовь к людям. Поэтому, апостол Павел упрекал христиан за то, что они отходят от простоты во Христе, которой он их научил, когда они привносили что-то в простое учение, которое он им оставил: 2Кор.11:3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. 2Тим.1:13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Апостол переживал и предвидел, что по его отшествии в простое учение Иисуса, которое он проповедовал, будут внесены различные сложности, ограничения и придуманные людьми традиции: 2 Тим.4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 1 Тим.4:1 …в последние времена отступят некоторые от веры, … 2 через лицемерие лжесловесников,.. 3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил Сегодня же многие христиане уверены, что живут так, как жила первая церковь, но на самом деле, их религиозные лидеры за столетия придумали практически новую религию, далекую от первоапостольского христианства. Религиозными деятелями, начиная с IV века, когда христианство стало частью государственного аппарата Римской империи, придумано христианское священство (хотя священство имело отношение лишь к ветхозаветному храму, где приносило жертвы), святыни, сложные литургии, христианские храмы, обряды-таинства и многое другое. Но ничего этого не было в первые три века в христианстве. Мы читаем в книге Деяний, что апостол Павел искал учеников и последователей в синагогах. ПРЕДСТАВЬТЕ, что Павел говорил, приходя в синагоги? Он убеждал Писаниями, что Иисус из Назарета – это долгожданный Мессия. А потом, те, кто уверовал в Иисуса, образовывали новые общины… И жили просто, во многом продолжая традиции, к которым привыкли в синагогах. Давайте сделаем вывод. Мы (христиане не евреи) не язычники, с которыми Бог заключил Новый завет. Мы язычники, которые вошли в Божий народ — Израиль, с которым Бог перед этим обновил Свой завет. Новый завет потому новый, что в нём новая жертва, новый Первосвященник и новый храм на небе. (О небесном храме нового завета читайте здесь. О разницах Нового и Ветхого завета здесь). И поэтому мы должны по-другому посмотреть на многие слова из Нового завета, например: Евр.4:9 для народа Божия еще остается субботство. Иоан.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Валерий Татаркин
|